СУПЕРМЕН: КРАСНЫЙ СЫН (SUPERMAN: RED SON)
2020, США, 84 мин.
Жанр: мультфильм, боевик, фантастика
Режиссёр: Сэм Лью
Роли озвучивали: Джейсон Айзекс, Эми Акер, Дидрих Бадер, Ванесса Маршалл, Фил Моррис, Пол Уильямс, Грег Чун
У комиксов DC есть целая марка, известная как Elseworlds. В этой серии содержится множество невероятных альтернативных вселенных, чтобы, так сказать, поглубже проникнуть в характеры самых культовых героев: Флэша, Чудо-женщины, Бэтмена и, конечно же, Супермена. Истории Elseworlds о последнем представляют собой разные фантазии и мытарства на тему «бог или человек», но если у сценаристов комиксов наблюдается полный кризис идей, то сюжет вращается вокруг другого места, в котором приземляется Кал-Эл. Последний сын Криптона может приземлится, оказывается, не только в Смолвилле. В 2003-м вышел весьма нестандартный комикс «Супермен: Красный сын» за авторством самого Марка Миллара и в 2020-м настало время перенести его на экран в рамках расширяющихся работ студии Warner Bros. Animations. Задумка перенести культовый комикс похвальна – и вот публика видит «Красного сына», компетентное, но всё же вольное по отношению к первоисточнику произведение.
В другом мире космический корабль Кал-Эла приземляется в украинском колхозе в 1938-м году. Вместо воплощения Американского Пути Супермен становится самым могущественным символом СССР и коммунизма, что меняет ход истории XX века. Последней надеждой правительства США становится алчный буржуй Лекс Лютор. Других персонажей DC изменение вселенной тоже затронуло: Чудо-женщина здесь посол Темискиры, влюблённая в Человека из стали, а Бэтмен — террорист и пособник американцев.
Оригинальный комикс Марка Миллара можно назвать выдающимся. Эта серия — как раз подходящая область для 80-минутного формата полнометражных анимационных фильмов DC. Плохой новостью является то, что многие анимационные полнометражки DC не всегда хорошо работают с исходным материалом. Иными словами, наблюдается либо ненужное растягивание хронометража (см. «Убийственную шутку» и «Готэм в газовом свете»), либо пытаются втиснуть слишком многое в один фильм (совсем как в «Смерти Супермена»). «Красный сын» тоже не смог найти золотую середину: темп фильма словно зафиксирован и ему не совсём удается передать глубину главных персонажей и лаконично втиснуть экшн.
Главное, за что хвалили «Красного сына»-первоисточник, так это за исследование аспектов характера сверхчеловека. Полнометражный «Красный сын» этому с одной стороны следует, но с другой – в некоторых моментах искажается. Рискованный ход представить Супермена и Бэтмена в качестве уж совсем явных антагонистов работает только в ограниченном контексте. В «Красном сыне» этого контекста нет хотя бы потому, что его не было и в первоисточнике. Сценарию следовало бы использовать сюжетную точку об альтернативном мире в своих интересах и от неё отталкиваться. Создатели же ограничились вокруг простой темы о том, оправдывает ли цель средства. Столкнувшись с мрачной реальностью, стоящей за идеалами советского рая, Супермен становится одержимым реализацией своего видения утопии и… повторяется сюжет «Власти Супермена». Возможно, что упрощение исходного материала в полном метре уместно, однако, в случае «Красного сына» идёт скорее деградация и самоповтор.
Частью новизны «Красного сына» являлась то, что это был комикс о супергероях, в котором конфликт не определял чётко выраженных сторон добра и зла. Супермен может быть спасителем, но вовсе не он был героем той истории. В экранизации с этим также небольшие проблемы: Лекс здесь пускай и представлен человеком, пытающимся спасти свою страну от угрозы, всё же симпатии сценаристов очевидны, и они на стороне Кал-Эла. Возможно, что создатели всё это провернули, чтобы вставить в концовку свой твист (хотя финал первоисточника гораздо изящнее), так что единственной по-настоящему героической фигурой здесь всё же является Чудо-женщина.
Визуально «Красный сын» придерживается стиля анимационных фильмов от Warner Bros. Animations. Вряд ли проект выделяется на фоне других, а уж тем более вряд ли привносит нечто смелое. Учитывая, что большая часть действия происходит в 50-60-е годы XX века, то жаль, что и дизайн здесь подкачал.
«Красный сын» – одно из самых громких дополнений в библиотеке анимационных фильмов DC за последние годы. Громких – не значит отличных. В то время как исходный материал идеально подходит для этого формата, экранизация «Красного сына» до неприличия упростилась и предлагает лишь скромную возможность изучить морально противоречивую версию Супермена, что делали уже, например, тот же мультсериал «Лига Справедливости» и, в целом, сценарий любого появления Кал-Эла на экране. Обескураживающий финал и чрезмерно обыденный анимационный фильм также притупляют уникальность задумки, что разочаровывает: вместо потенциального самого лучшего анимационного фильма DC зрителям и фанатам подсунули крепкий середнячок.
Егор Рябцев