ОПАСНЫЙ ЭЛЕМЕНТ (RADIOACTIVE)
2019, Великобритания-Франция-США-Китай-Венгрия, 111 мин.
Жанр: биография, драма, мелодрама
Режиссёр: Маржан Сатрапи
В ролях: Розамунд Пайк, Сэм Райли, Саймон Расселл Бил, Анайрин Барнард, Аня Тейлор-Джой, Шан Брук, Джорджина Рич
В 1895 году в Париже польская иммигрантка Мария Склодовская познакомилась с коллегой-учёным Пьером Кюри. Да, оба были не от мира сего, зато персонами увлечёнными и двигались к научным прорывам. «Опасный элемент» – история о том, как этот дуэт познал три вещи: существование радия, существование полония и существование любви. Мария Кюри стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию и первым человеком вообще, кто получил две премии. Исторический факт, действительно достойный для экранизации. Однако в последнее время кажется, что «Опасный элемент» и подобные ему проекты – вещи слишком ангажированные, направленные на расширение присутствия женщин во всех отраслях деятельности. Это можно назвать эффектом «Скрытых фигур». И в то время как реальный мир, несомненно, будет улучшен, благодаря гендерному равенству в науке и прочих отраслях, в мире кино это выглядит немного сомнительно: иными словами, «Опасный элемент» ощущается в первую очередь фильмом – продуктом этого тренда, а не реальной историей о Марии Кюри.
Сценарий сосредоточен на важных моментах из жизни Марии Кюри: встрече с мужем Пьером, открытии элементов полония и радия, рождении детей, получении Нобелевских премий, трагической гибели супруга и скандальным романом с коллегой. Всё время и Кюри, и сюжет остаются твёрдо привержены тематике научного процессе, но как-то блекло, поскольку это лишь произносится из уст персонажей, а не показывается. То есть большая часть киноленты построена на кинематографической формуле фильма о «жизни замечательных людей», где после каждого провала произносят одну или две вдохновляющие фразы и т.п.
Режиссёром «Опасного элемента» выступила Маржан Сатрапи. В то время как в «Персеполисе» она показывала почти прорывные вещи, ощущается, что при создании нового фильма постановщица недооценивала свою аудиторию. Дело в вышеназванным простом подходе сценария. Это тот фильм, где аллегории примитивны, а повествование – стандартно. Например, у Кюри есть предчувствие, что её достижения будут использованы для сомнительных целей, а затем показывают атомную бомбу, сброшенную на счастливых жителей Хиросимы и Нагасаки? Ну, вы поняли метафору? Сатрапи явно беспокоилась, что люди не осознают важность открытий Кюри, как в положительном, так и в отрицательном смыслах, из-за чего добавила абсолютно ненужные сцены. В любом случае, восхищение женщиной-учёной вступает в противоречие с задумкой режиссёра о том, что публика ничего не знала о Марии Кюри.
Но даже при своём уважительном отношении к Кюри, создатели всё равно немного опорочили женщину. У Кюри действительно была сексуально раскрепощённая сторона характера. Однако в сюжете о научных открытиях это выглядит не совсем уместным: желание подчеркнуть сексуальность противоречит основному месседжу о цене интеллекта. Более того, подобное даже сказывается на актёрской игре: материал заставляет талантливую актрису Розамунд Пайк вести себя как любительницу из женской мелодрамы.
Едва ли «Опасный элемент» раскрыл личность Марии Кюри. Скорее это некая фантазия на тему, причём даже не на тему биографии великой женщины, а просто условного учёного. Всё то, что должно было наполнить её личность, переполнено дешёвой театральщиной, что в итоге приводит к фальшивым эмоциям. А стоит сценарию затронуть феминистскую этику, то становится ясно, что и направленность этого фильма весьма конъюнктурна, только в этот раз ещё и скованная рамками стандартного биографического проекта.
Егор Рябцев