Получилось ли у HBO войти в одну реку дважды? Принимает ли «Дом Дракона» эстафету главного сериала современности у «Игры престолов»? Время покажет, но заявка на это сделана весьма серьёзная.
ДОМ ДРАКОНА. 1 СЕЗОН (HOUSE OF THE DRAGON. SEASON 1)
2022, США, 60 мин.
Жанр: фэнтези, боевик, драма
Количество серий: 10
Режиссеры: Клер Килнер, Мигель Сапочник
В ролях: Пэдди Консидайн, Мэтт Смит, Эмма Д'Арси, Рис Иванс, Стив Туссэн, Ив Бэст, Оливия Кук
Спустя три года после повсеместно раскритикованного финала «Игры престолов», легко забыть, каким грандиозным был тот сериал. Удивительно, насколько быстро кульминация стёрла с культурных радаров произведение, перевернувшее представление о телевизионных проектах. Тем не менее, продюсеры да и сам Мартин понимают, что надо ковать валирийскую сталь пока горячо: авторы анонсировали аж несколько произведений по мотивам «Игры престолов», чтобы досуха выжать авторские права и заработать на огромной фан-базе. Смотря «Дом Дракона», становится ясно, что эти сериалы будут иметь разную направленность и первый из них делает упор именно на политическую составляющую интриг в Вестеросе – то, что было раскрыто лучше всего в первых сезонах оригинальной «Игры престолов». Предпосылка в виде кровавой гражданской войны между Таргариенами более чем за полтора века до событий «Игры…» возвращает зрителя в мир политических махинаций и морально серых персонажей – тех самых вещей, что привлекли внимание к оригинальному шоу в своё время.
По одному трейлеру «Дом Дракона» обвиняли в пресловутой «повесточке». Тем не менее, определённые изменения пошли сериалу на пользу. Все самые кровопролитные сражения в сериале касаются женщин и происходят они не на поле боля с огромными армиями и не в воздухе с драконами; они разворачиваются в спальнях и в комнатах переговоров. По жестоким стандартам вселенной Мартина «Дом Дракона» следует реальности «Игры престолов», как минимум с политической точки зрения. Конечно, из-за отсутствия морального компаса вроде Неда Старка или Джона Сноу тяжело болеть за кого-либо конкретного; фактически даже король Визерис является сложным героем. Частично сценарий идёт по проторенной дорожке, предоставляя свои версии Петира Бейлиша и Дарио Нахариса, хотя и с определёнными изменениями: так приключенческую составляющую снизили именно в угоду интригам и диалогам.
Интересна и манера подачи сезона: восемь серий подготавливают зрителя к тому, что произойдёт в последних двух. Иными словами, сценарий погружается в предысторию, чтобы не загружать зрителя закадровыми комментариями, флешбэками и поясняющими диалогами. Таким образом, повествование становится более плавным – время от времени темп замедляется достаточно, чтобы предоставить близкое представление о каждом из героев, а также создать нужный уровень эмоциональной вовлечённости. О неспешности темпа и серьёзности проработки экспозиции заинтересованных лиц говорит хотя бы тот факт, что события первого сезона занимают несколько лет – Рейнира и Алисента вырастут, а играющие их актрисы сменятся с девочек на женщин. Также важны декорации и атмосфера: Вестерос всё равно остается Вестеросом, пускай пафос выкрутили на максимум – таково содержание, большей части касающееся разборок аристократии.
ПЕРСОНАЖИ
Визерис I Таргариен (Пэдди Консидайн)
Правитель Семи Королевств, выбранный Великим советом править после его деда Джейхейриса Первого, не имевшего детей. Бывший драконий всадник, но несколько безвольный король. Его правление запомнилось тем, что он не развязывал войны, за что получил прозвище Миролюбивый. Визерис не сторонник решительных действий и старается во всём найти компромисс, а ещё лучше вовсе подождать, пока сложная ситуация рассосётся как-нибудь сама. Любит всю свою большую семью, даже буйного брата, и желает помирить всех со всеми, что не так-то просто ещё и потому, что он тяжело болен и чем дальше, тем труднее ему совершать даже простейшие действия – например, самостоятельно подняться на трон.
Деймон Таргариен (Мэтт Смит)
Младший брат короля Визериса, принц Деймон выделяется плохими манерами, жестоким нравом и любовью к алкоголю, женщинам и сражениям. Один из лучших воинов Семи Королевств, но наделённый амбициями, простирающимися куда дальше рыцарских турниров. Уверен, что должен стать следующим королём, ведь у его брата нет сыновей, но всем окружающим очевидно, что его коронация неминуемо приведёт к войне. В какой-то момент бросает открытый вызов короне, испытывая терпение старшего брата. Деймон – драконий всадник, но и без дракона его едва ли захочется иметь среди своих врагов. Да и среди друзей как-то тревожно.
Рейнира Таргариен (Эмма Д’Арси, Милли Олкок)
Принцесса, дочь Визериса Первого, единственная выжившая из его детей от первого брака. Названа наследницей престола из-за боязни короля доверить государство нестабильному Деймону. Поначалу принцесса не слишком-то радуется такой перспективе и вообще не стремится к власти, но постепенно оказывается втянута в игру престолов, понимая, что от того, кто займёт Железный Трон зависит благополучие её детей, и надёжнее всего таки стать королевой, обеспечив безопасность семьи. Рейнира быстро взрослеет, летает на драконе, но в глазах народа и по мнению знати не выглядит достойной преемницей, ведь родилась не мужчиной. Не улучшает её имидж и то, что она рожает откровенных бастардов.
Отто Хайтауэр (Рис Иванс)
Лорд Хайтауэр – Десница короля, а значит второй человек в Семи Королевствах. Пользуется полным доверием Визериса Таргариена, потому что всегда проявляет сдержанность в суждениях, осторожен, вежлив и демонстрирует полную лояльность королю, успешно отыгрывая роль мудрого советника и верного друга. По факту же ведёт собственную игру, сближая с овдовевшим Визерисом свою дочь Алисенту, и явно желает, чтобы его внук занял Железный Трон. Отто Хайтауэр умён, плетёт интриги, но его не назовёшь подлым человеком. Как и многие другие, в первую очередь он желает лучшей участи своему роду, но использует для достижения этой цели только законные методы.
Алисента Хайтауэр (Оливия Кук, Эмили Кэри)
Дочь Отто Хайтауэра и первая красавица Семи Королевств. В детстве была близка с Рейнирой Таргариен, но после того, как Десница продвинул её в дамки и сделал королевой, отношения двух девушек испортились на долгие годы. Алисента считает обиду Рейниры несправедливой, ведь она сблизилась с королём не по своей воле, а по указанию своего властного отца, но у неё тоже нет выбора – её первенец от Визериса может стать либо наследником престола, либо опасным конкурентом для Рейниры. Королева уважает своего мужа, хотя её брак нельзя назвать счастливым: она вышла за Таргариена не по любви, а после была вынуждена постоянно ухаживать за королём, чьё здоровье таяло на глазах.
Рейнис Таргариен (Ив Бест)
Принцесса Рейнис – старшая двоюродная сестра короля Визериса I Таргариена. Получила прозвище «Почти Королева» за то, что была одним из претендентов на Железный Трон, когда Великий Совет решал вопрос наследования короля Джейхейриса, но выбрал Визериса. По праву своего рождения Рейнис имела преимущество над Визерисом, но традиции Семи Королевств не приветствовали верховную власть женщин. Рейнис смогла смириться со своей участью, приняв её с благородством, но осталась одной из влиятельных фигур Вестероса, благодаря кровному родству с Таргариенами, браку с лордом Веларионом и, разумеется, нескольким драконам, которые имеются у её дома.
Корлис Веларион (Стив Туссэн)
Лорд Дрифтмарка и глава одного из самых уважаемых и влиятельных домов Семи Королевств. Муж Рейнис Таргариен, пронесший обиду за несправедливо «лишённую» короны жену через годы, но на самом деле маскирующий под заботой о супруге собственные амбиции. Род Веларионов, как и Таргариенов, ведёт своё начало из древней Валирии, но в отличие от Таргариенов, Веларионы никогда не разводили драконов, предпочитая другим занятиям мореплавание. В результате лорд Корлис получил славу известнейшего моряка Вестероса, прозвище «Морской Змей» и мощнейший в государстве военный флот, что делает его желанным союзником для любого, кто хочет усидеть на Железном Троне подольше.
Примечательно, что проблемы в Семи Королевствах накапливаются постепенно, но поначалу каждая из них выглядит вполне решаемой. И король способен пойти на непростое решение и принести своим подданным мирную жизнь, но допускает несколько фатальных ошибок; одной из ключевых становится упущенный выгодный династический брак, приводящий к тому, что сильный союзник превращается в серьёзного противника. Непростой вопрос престолонаследия усугубляется, ситуация дестабилизируется и гражданская война (в летописях она получит название «Пляска драконов») становится неизбежной – вопрос лишь в том на каких стартовых позициях окажутся персонажи и какие коалиции будут сформированы. Героев тут меньше, чем в «Игре престолов», география также менее разнообразна, а львиная доля событий и вовсе разворачивается в Королевской Гавани, но во-первых, так куда легче следить за сюжетом и персонажи лучше раскрываются, а во-вторых, это явно временно – первый сезон заканчивается на самом интересном месте, а второй обещает куда более жёсткое начало без раскачки, бескомпромиссную борьбу за Железный Трон и ещё больше желающих урвать свой кусок от пышного пирога Вестероса.
В то время как качество сюжета «Игры престолов» ухудшалось по мере отклонения от книг Джорджа Р.Р. Мартина, этот сериал демонстрирует, что сценаристы понимали оригинальную задумку или, по крайней мере, то, как мир «Льда и пламени» функционирует. Если в чём и можно упрекнуть «Дом Дракона», так это в отсутствии по-настоящему многослойных персонажей как Тирион или Джейме Ланнистеры, хотя, возможно, это будет исправлено в будущих сезонах (всё-таки и братья Ланнистеры тоже раскрылись далеко не сразу, поначалу действуя в пределах функций «саркастичный карлик» / «надменный рыцарь»).
В целом попытка воссоздать магию «Игры престолов» удалась, пускай и не в полной мере. Кастинг тут попроще, тональность несколько иная, но неторопливое развитие истории поначалу выглядит правильным решением. Ближе к концу сезона оторваться от экрана становится очень сложно, серии хочется глотать одну за другой, сериал из просто хорошего превращается в отличный, а зритель получает по-настоящему эпическое возвращение в Вестерос.
Но главный вывод по первому сезону такой – при Таргариенах-то было всё то же самое!
Игорь Талалаев,
Егор Рябцев