Одна из самых важных номинаций в Итогах года, и дело даже не в нашем патриотизме. Просто тут мы выбираем самые лучшие фильмы, без разделения на жанры. Как всегда, ограничение только одно – made in Russia. Было время, когда мы с трудом могли набрать для Лучшего отечественного фильма даже шесть годных номинантов, ну а теперь за бортом приходится оставлять очень и очень неплохие ленты. Качество российских фильмов растёт и это радует: «басурманам» приходится подвинуться уже и в жанровых номинациях!
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
На третье место в нашем топе отечественных фильмов забрался, вероятно, один из самых неоднозначных релизов прошлого года –
«Вызов» Клима Шипенко. Потенциально знаковый фильм для кинематографа в целом, всю важность которого оттеснили в сторону чрезмерные амбиции и неуклюжий пиар российской космической программы
(ведь в «уклюжий» пиар умеет только NASA, – прим. ред.). Собственно, если бы не действительно потрясающие технические достижения, то в эту номинацию мог попасть кто-то другой.
Только вдумайтесь – первый в истории художественный фильм, частично снятый в космосе. Наверняка большинство зрителей ожидали от него захватывающего дух масштаба, но в итоге увидели банальную производственную драму про хирурга. Съёмки на МКС удивительным образом не впечатляют – после просмотра так и остаётся непонятным, чем создатели планировали удивлять кроме демонстрации своего формального чек-ина в попытке уделать Голливуд? Однако, если оставить за кадром вездесущий агрессивный продакт-плейсмент, то перед зрителем окажется обычный крепкий фильм про профессионала своего дела, над которым довлеет рефлексия из-за трагедии в прошлом, семейные проблемы настоящего и попытки построить своё личное (и, желательно, счастливое) будущее. Юлия Пересильд оказывается максимально удачным выбором на главную роль – актриса убедительна в драматических эпизодах и достаточно красива, чтобы придать сценам в невесомости хоть какое-то внешнее обаяние. Собственно, благодаря этому «Вызов» и держится на плаву, наглядным образом демонстрируя, что люди сильнее любых обстоятельств.
Фильмом, практически снятым в одной локации, с реальным течением времени уже давно никого не удивишь и таких примеров – как удачных, так и не очень – в зарубежном кинематографе масса. В российском кино также были такие эксперименты, и первым на ум приходит картина «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли. К счастью, в нашу жизнь пришли не только коллекторы: сервис такси, особенно в крупных городах, стал по-настоящему массовым, а потому оставалось только ждать, когда же появится картина на эту тему.
«Кентавр» получился очень интересным проектом, одновременно пугающим и трогательным. С великолепным сочетанием нуарных, детективных тонов и чисто экшеновых элементов боевика.
Для ленты, «запертой» в тарифе «комфорт» с минимумом персонажей нужны очень сильные актёрские работы. Выбор на главную роль был очевиден (Юра Борисов уже пару лет является главным молодым актёром в России), но и с женской ролью кастинг-директора справились отлично. Молодая восходящая звезда Анастасия Талызина, которая в 2023 году стала по-настоящему востребованной и снялась в нескольких значимых фильмах, в «Кентавре» блестяще справляется со своей задачей. Но, пожалуй, самым удивительной и приятной стала фигура режиссёра фильма – Кирилл Кемниц когда-то снимал натульный трэш (помните «Zомби каникулы»? И не надо, достаточно того, что мы помним), но явно проделал работу над ошибками, и его новая работа получилось не просто удачной, крепкой и интересной, но и одной из самых впечатляющих среди отечественных картин в прошедшем году.
Вновь творческий дуэт Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой попадает в самое сердце российской публики.
«Снегирь» представляет собой дуальность на всех уровнях: жанровом, драматургическом, стилистическом. Заявляясь в самом начале как драма о конфликте поколений и о человеческом одиночество, в конце предстаёт настоящим survival-триллером, напряжённым фильмом про выживание. Такие мастерски выстроенные скачки между жанрами, настроениями, историями не только не разрушают стройность фильма, но и добавляют динамики.
Новая работа Хлебникова уникальна не только по своим художественным характеристикам, но и тематически: у нас как-то не получается припомнить другой российский фильм, чьё действие полностью происходит на палубе корабля. Актёры, среди которых есть как старожилы русского кино (Александр Робак, Тимофей Трибунцев, снимаем шляпы!), так и совсем молодые лица, в том числе и сын режиссёра, органично вписаны в мрачный, отчасти даже пугающий, но в то же время яркий сюжет. Несмотря на достаточно скромные кассовые сборы и отсутствие шумихи вокруг премьеры в прессе, «Снегирь» стал одним из главных отечественных проектов последнего времени. Исследование не только самых удалённых географических точек нашей страны, но и самых потаённых уголков человеческой души, причём, без каких-то амбиций и пафоса, мы считаем лучшим отечественным фильмом 2023 года.
Олег Мухаметдинов,
Кирилл Банницин
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2022 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2021 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2020 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2019 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2018 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2017 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2016 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2015 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2014 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2013 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2012 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2011 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2010 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<