Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Тайна Келлс (The Secrets of Kells), 2009
Автор: Михаил ТарасовДата: 22.02.2011 12:22
Разместил: Егор Пичугов
Комментарии: (0)


ВОЛШЕБСТВО АНИМАЦИИ НА СЛУЖБЕ ИСТОРИИ

ТАЙНА КЕЛЛС (THE SECRET OF KELLS)
Жанр:
мультфильм, фэнтези, приключения
2009, Франция-Ирландия-Бельгия, 75 мин.
Режиссер: Томм Мур, Нора Твоми
В ролях: Венисдю Буадю Рой, Брендан Глисон, Лиам Хурикан

ОЦЕНКА: 4

Тонкими линиями, кельтскими узорами, вне законов перспективы, отменяя стройность пространства, молодые ирландские режиссеры Мур и Твоми создали независимый анимационный фильм, который стал в один ряд с пиксаровским «Вверх». Обе картины были представлены на «Оскаре-2010», и киноакадемики по привычке выбрали насквозь рыночное, со всех сторон объемное и вполне миленькое детище студийного гиганта. Но «Тайна Келлс» вовсе не нуждается в признании миллионов, ибо это такая вещь в себе, обращающаяся к событиям столь давним, что они уже кажутся фантастическими.

Картина фактически реконструирует историю создания Келлской книги - одного из самых значительных памятников христианской культуры IX века. Однако сейчас известно только, где и, возможно, кто ее написал, сведения же о событиях, сопутствовавших этому, весьма смутны и даны только в общей панораме эпохи. От нее же и отталкивается сюжет. Земля охвачена пламенем и залита кровью норманнских набегов.

Люди спасаются в последней цитадели - аббатстве Келлс. Его настоятель строит огромную защитную стену. Главный герой, юный монах Брендан, очень боится выходить за пределы монастыря. Однажды туда прибывает старик Эйдан, который на острове Ионы начал иллюстрировать книгу Евангелий. Для того чтобы завершить эту работу Брендан вынужден выйти за ворота Келлс и отправиться в лес на поиски чернильных орешков, из которых Эйдан должен сделать зеленую краску. По пути на Брендана нападает стая волков, но фея Эшли спасает его и помогает найти нужное растение.

Стиль анимации сродни наскальным рисункам, примитивным, возможно, аляповатым. Однако в них чувствуется воздух древности. Так же и «Тайна Келлс», вышедшая всего пару лет назад, подобна старой гравюре, от которой веет мудростью времен. И забавный, часто гротескный, очень сказочный сюжет как раз способствует отстраненному взгляду на минувшее. С другой стороны на фильм накатывает языческая волна. Она проникает на экран тонкой вязью кельтских узоров, вездесущей магией, мрачными поверьями и волшебным действом. Тут становится совершенно непонятно, как теми же простыми картинками, которыми показана, например, погоня за гусем, авторам удается создавать ощущение ирреальности, пограничности бытия, лежащего между миров, перетекающих друг в друга тихой песней и парящими духами.

«Тайна Келлс» с детской искренностью, сюрреалистической графикой и веселым задором существует одновременно в трех измерениях. Бытовой юмор соседствует с исторической трагедией, а между ними пролегают народные сказания. Именно эта тройственность как в анимации, так и в содержании составляет поразительное обаяние фильма. В выводе же - неоспоримое: не только высокие стены и острые мечи спасли культуру Европы, ее сохранили люди, в которых все-таки было что-то святое. И, пожалуй, эта человеческая святость куда выше святости богов.

ОЖИВАЮЩАЯ ДРЕВНОСТЬ

Келлская книга относится к так называемым иллюминированным Евангелиям, которые имели богатую обложку и сложно расписанные страницы. Они хранились на алтарях и читались во время торжественных богослужений. Но чаще всего священник не считывал текст с книги, а произносил его по памяти. Сама же книга служила величественным и прекрасным декором. Тем более виллюминирован-ных рукописях иногда не дописывали строки и никогда не проставляли главы. Интересно, что это же преобладание символа над практическими приспособлениями проявилось и в мультфильме. Аббат воздвигает неприступные стены, которые могут стать реальной защитой от норманнов, а молодой монах одержим написанием книги, способной дать людям надежду и спасительную веру. «Тайна...» прочно связана с рисунками Келлской книги. Некоторые кадры мультфильма отсылают к конкретным фолио (листам), другие же переносят изображения рукописи на экран.

Когда Брендан выходит из аббатства, перед ним предстает лес, напоминающий лист 5г с каноническими таблицами Евсевия.

Когда норманн разрывает книгу, из нее вылетают страницы, одной из которых является лист 291v с портретом Евангелиста Иоанна.

В финале можно погрузиться в красоту и сложность самого известного изображения в Книге - лист 34г, монограмма первых букв имени Христос. При внимательном рассмотрении оказывается, что в ней-то и заложен весь сюжет фильма!

Михаил Тарасов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 507 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio