ТАЙНА СЕСТЁР МАКАЛУЗО (LE SORELLE MACALUSO)
2020, Италия, 88 мин.
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Эмма Данте
В ролях: Алисса Мария Орландо, Сузанна Пираино, Анита Помарио, Элеонора Де Лука, Донателла Финокьяро, Виола Пузатери
На окраине Палермо в промышленном районе, где нет традиционных «туристических» видов Италии живёт необычная семья. Пять сестёр без родителей, у которых есть они сами, семейный дом и голуби, арендуя которых можно заработать себе на жизнь. Своей экспозицией фильм дебютантки Эммы Данте, участвовавший в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, напоминает роман «Цементный сад» Иэна Макьюэна, с той лишь разницей, что в фильме совсем не фигурируют родители и нет никакой привязки к ним, кроме двух пыльных фотографий в самом начале. В картине режиссёру это и не нужно. Эмма Данте в завязке «рисует» нам доброе, беззаботное, солнечное детство, в мечтах и радости, энергию, буквально бьющую ключом из героинь и достигающую максимума во время танца на пляже. Да, со столкновениями и спорами между сёстрами, ну с кем не бывает? После в пространство картины врывается реальность, безжалостная и беспощадная, разрушающая всю эту солнечную идиллию и поглощающая всё пространство фильма.
Никакой тайны нет, есть только трагедия, которую героини пытаются пережить, и горе, с которым пытаются справиться. Сюжет фильма происходит в разных временных отрезках, на трёх уровнях. Первый – в период детства и молодости героинь, до трагедии, второй – уже в зрелом возрасте, и третий – в пожилом.
После солнечной и детской завязки истории нас бросают вперед на 40 лет, где мы видим тот же дом и тех же героев, но уже повзрослевших, наблюдаем попытки смирения и сожаления не только о случившейся трагедии, но и о разрушенных мечтах.
После очередного судьбоносного вечера нас снова бросают вперед на такой же временной отрезок, и мы видим уже далеко не всех героинь. Несмотря на такие резкие временные перемещения, зритель без проблем узнаёт сестер, они также танцуют, красят губы и любуются собой, читают книги и ругаются друг с другом. Но только после трагедии всё не клеится, ни жизни героинь, ни даже разбитая тарелка, ведь не хватает одной детали. Залитые светом пейзажи улиц и комнаты дома сменяются в финале на пасмурные виды, затем на дождь и штормящее море.
Фильм, основанный на пьесе Эммы Данте, абсолютно лишён театральной камерности и условности, наоборот, кажется живым, дышащим и практически осязаемым. Картина получилась безумно тактильной и очень чувственной – мы близко ощущаем всё, что делают героини, будь то купание в море или поедание пирожного. Скрещивая так называемый «магический реализм», ставший последние годы одним из самых модных течений в европейском кино, с видами условного «гетто» Палермо, буквально совмещая атмосферу картин Маттео Гарроне и Аличе Рорвахер, Данте говорит с нами о жизни и смерти, о детстве и старости, о мечтах и утратах.
Отдельным настоящим героем картины является дом главных героинь. Он буквально, как и они, стареет, ветшает, а в конце и вовсе пустеет. Дырку же в стене, открывающую вид на море, которую сестры проделывают в самом начале, они заклеивают как напоминание о детстве и о трагедии одновременно и расклеивают в самом финале.
Основные темы картины прослежены как на драматургическом, так и на аудиовизуальном уровне фильма: увяданием и старением пропитано все пространство. На контрасте между первой частью и дальнейшими и построена основная драматургия. Мы взрослеем и стареем вместе с героинями. Как и шкаф, оставляющий после себя светлый отпечаток на пожелтевшей стене, так и каждый человек оставляет след своей жизни. Режиссёр не боится говорить со зрителем на самые откровенные и порой пугающие темы и, выходит, это легко и волшебно. Смерть здесь – лишь полёт голубя, который когда-то закончится, а птица обязательно вернётся домой.
Олег Мухаметдинов
В кинотеатрах с 16 сентября