Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Блоги / Жить своей жизнью / Человек человеку Чубакка
Автор: Дата: 09.05.2011 17:23
Разместил: Айна Курманова
Комментарии: (8)
Земля вертится, Солнце встает на востоке, на первомайские праздники, которые тоже не пойми-чего-символизируют, полагается отдыхать и смотреть развлекательное кино… Но всякий желающий стать настоящим джедаем, то есть, пардон, настоящим киноманом, легких путей не ищет, а смотрит дошедшего до нас с таиландских земель «Дядюшку Бунми», взявший в прошлом году главный приз в Каннах.

И ведь таки да - фильм оказался артхаусным до скрежета зубовного. Вылизанные картинки, камера как карма, медленно плывет в чужеродном воздухе. Так называемый «магический реализм». Грань между человеком и природой. Между душой и телом. Между живым и мертвым. Между диализом почек и колесом сансары… Все кажется таким зыбким, таким эфемерным, что вроде нет и никогда не было этих граней вовсе… Подчеркнутая атональность, небесной красоты экзотической глубинка, в которые режиссер со столь же атональной фамилией Вирасетакун, врезает кадры пустоты и тайской бытовухи. Сцены стыкуются между собой по какому-то интуитивному, сомнамбулическому принципу - почти этнографические зарисовки соседствуют со сказочными сюжетами, а словно вырезанные из купленной в переходе брошюры «буддизм за 10 минут» диалоги, с обсуждениями урожая загадочных тамариндов.

Где-то минут через 20 автор отказывает своему детищу в нормальном линейном развитии и случается сцена, после которой желание анализировать что-либо вообще по поводу «Бунми» пропадает насмерть. Семейный ужин, на который приходит существо похожее на Чубакку из "Звездных войн", представляется их давно сгинувшим родственником, становится основной точкой распада. Единственное, чего не хватает для полноты эффекта, так это закадрового смеха, как в ситкомах, вместо стрекота цикад. Когда после этого, не пойми откуда, появившаяся в сюжете принцесса занимается сексом с рыбой – ты воспринимаешь уже это вполне нормально, так как тут имеет место определенный ракурс взгляда на вещи, свойственный людям, живущим в странах развитого буддизма - японский режиссер Нагиса Осима, например, целый фильм посвятил любви человека и шимпанзе. И хотя Вирасетакун во всех интервью подчеркивает, что он не буддист и даже в реинкарнацию не верит, но фильм, кажется, вполне в буддийском духе. Но дело тут даже не столько в размытости границ между животным миром и человечьим, а в другом.

«Встретишь Будду — убей Будду, встретишь патриарха — убей патриарха, встретишь святого — убей святого, встретишь отца и мать — убей отца и мать, встретишь родича — убей и родича» - помните? Вот и Вирасетакун, вполне в традиция нигилистического буддизма, похоже, решил убить кино как таковое, а его «Дядюшка Бунми» - это такое медленное саморазложение кинодействительности, когда уже ВСЕ становится не важно, все только сон и так далее. Жаль, что гарсон №2 рядом не пробегал и налить некому. «Истина-неистина», «намерения-действия», «хорошо-плохо», чего смотреть вечером - документалку о жизни шимпанзе или фильм награжденный в Каннах – эти все вопросы фильм сам собой аннигилирует и сводит к нулю. И если у атеиста Ноэ, снявшего самый крутой beauty-трип о посмертных путешествиях, есть хотя бы хулиганский запал, как у человека, который по пьяни становится на перила балкона, чтобы доказать, что он нечего не боится, то у Вирасетакуна нет нечего, сплошная пустота, взгляд пришельца из космоса… То есть, я не знаю, это можно все назвать прекраснейшей песней во имя великого Ничто, становится даже неудобно за свою несопричастность к Вечности, но мне всегда казалось, что целью любого творчества приведение Хаоса к Гармонии, а уж никак не наоборот. Иначе начинаешь чувствовать реальный дискомфорт бытового плана за бесцельно потраченные минуты…
Нравится
 
Комментарии:
1. Сергей Сысойкин 10.05.2011 01:34
Отрицание всего уже придуманного вполне может вполне и служить расчищением полигона для чего-то нового. Ценность фильма, да и наверное, все творчества Вирасетакуна, в том что он создает кино с нуля, плевав на моду и фестивальные прихоти толпы. На мой взгляд, так действует настоящий модернист и таец просто один из первых его гонцов. Другое дело, что его модернизм пока четко привязан с национальной почве и развить приемы конкретно Вирасетакуна вряд ли сможет европеец или американец.

Но тем не менее, мы наблюдаем интересный процесс - на фони отчаянно сопротивляющегося постмодернизма (предсказывать его погибель дело уже неблагодарное) появляются режиссеры, снимающие что-то вне трендов, пересмешничества и моды с собственным неповторимым киноязыком и сквозными сюжетами, опирающимися на местную традицию. философию, культуру. Тарас верно подметил у себя в блоге, за Апичатпонгом уже идут португальцы. Формируется разрозненный модерн, без школы и последователей, но кто знает, что придет вслед за одиночками, ясно одно - кино сбрасывает очередную оболочку. Когда - вопрос времени.
2. Айна Курманова 10.05.2011 17:31
Quote

Отрицание всего уже придуманного вполне может вполне и служить расчищением полигона для чего-то нового

Да вообще я сама категорически приветствую эти ценности и тоже всегда не против бросить что-нибудь с корабля современности, но Сергей так чтобы выбросить вообще все, включая связь с человеком, потенциальным зрителем и выйти в абсолютное зеро?
Quote

развить приемы конкретно Вирасетакуна вряд ли сможет европеец или американец.

Развить? Да тут дай бох, просто понять (и простить). Я н-р понимаю, мол "фильм открытый для интерпритаций", но хоть бы один из фанатов новоявленного гения предоставил хотя бы одну(!) и внятную.Вместо этого - обычно долгие рассказы о том, как кино их "погрузило", "пробило", куда-то там унесло и что мол за этим будущее. Ну ладно - нравится смотреть на что-то непонятное и тащиться с от своего непонимания, но к чему тогда вся эта ложная многозначительность в самом фильме?
Вы уж простите, но если кино не оставило у меня ни одной мысли, ни одной эмоции и я задаюсь вопросом "об чем это было вапще?", мой моск говорит мне, что значит "ни о чем". И вообще не кино. Такие дела.
Quote

кто знает, что придет вслед за одиночками, ясно одно - кино сбрасывает очередную оболочку. Когда - вопрос времени.

По-моему такой забубенный, беспощадный арт-хаОс всегда был (ну вон еще Эндичка Уорхолл бессюжетным кино баловался)). Но магистральных направлений такие не создают.
3. Сергей Сысойкин 11.05.2011 03:17
Quote

Да вообще я сама категорически приветствую эти ценности и тоже всегда не против бросить что-нибудь с корабля современности, но так чтобы выбросить вообще все и выйти в абсолютное зеро?



Фестивальное кино лучше рассматривать неразрывно с традициями кинематографа отдельной страны. То, что я увидел у Вирасетакуна в "Тропической лихорадке" или "Синдромах и веке" и менее знаменитых его соотечественников, складывается с несколькими оговорками. Вывод - смотрите больше. Если не хочется, то наверное, не стоит выдирать из контекста и обвинить его в никчемности

Quote

Я н-р понимаю, мол "фильм открытый для интерпритаций", но хоть бы один из фанатов новоявленного гения предоставил хотя бы одну и внятную. К чему тогда вся эта ложная многозначительность в самом фильме?



Восточное кино о памяти, истории, прошлом страны, помноженное на мистику. Ну нет здесь явного и четко прописанного смысла - ментальность вот такая. Много у свежего Ханеке смысла? Всех вот точно также прогружает или нет. А ветка у обоих одинаковая. Другое дело, что Вирасетакун оказался гораздо современнее Ханеке, материал вроде бы вечный, вот только ригоризма австрийца нет и в помине.

Quote

По-моему такой забубенный, беспощадный арт-хаОс всегда был (ну вон еще Эндичка Уорхолл бессюжетным кино баловался)). Но магистральных направлений такие не создают.



Бесспорно, история знает немало таких примеров. Но вот такая незадача, Уорхолл творил еще когда модернизм не издох, а Вирасетакун правит в безвременье, среди разномастного постмодерна и конъюнктурных фестивальных волн. И вот как-то выбивается. По Уорхоллу сразу видно, что это выпендреж, Вирасетакун пока скрывается - впрочем, это возможно игры нашего воображения - как ты правильно заметила, про арт-хаус можно говорить в разных ракурсах, если не выработать критерии и методологию. Но можно ли их вообще выработать, вопрос)
4. Айна Курманова 11.05.2011 07:37
Quote

То, что я увидел у Вирасетакуна в "Тропической лихорадке" или "Синдромах и веке" и менее знаменитых его соотечественников, складывается с несколькими оговорками. Вывод - смотрите больше. Если не хочется, то наверное, не стоит выдирать из контекста и обвинить его в никчемности

Ах, Сережа, Сережа... Такая маза действует в различных эзотерических школах (типа сначала пройдите на следующую ступень посвящения, а потом все узнаете), а в кино я ее не понимаю. Варился бы из этой рыбки хороший, годный супчик - дело другое, а так можем по пути на "вершину Фудзи" и данное произведение продегустировать.
А тож смари - я могу и критиков, которые носят твоего Вирасетакуна на руках, обвинить в недостаточности знаний и прав на это. Я вообще видишь ли уверена, что среди них мало спецов по нему, а чтобы понимать в азиатском искусстве, нужно прожить некоторое в стране и посмотреть уйму-уйму всего. А так "смотрим, не понимаем, "загадошная тайская душа", "восток дело тонкое", но чувствуем что что-то хорошее" - я и без всякой насмотренности могу (и даже без просмотра сабжа)))
5. Айна Курманова 11.05.2011 07:39
Quote

Много у свежего Ханеке смысла? Всех вот точно также прогружает или нет

Намекаешь на то, что я буду защишать Ханеке (щас..) или что на фестах часто награждают такое претенциозно-унылое кино?))) По последнему - ну возможно. Но мне н-р не Ханеке, мне дочка Копполы в этом плане вспоминается.
А у МХ нет "открытой интерпритации" и хотя я не в восторге от фильма, читать мнения о его работе интересно. Пишут, пишут - о детской жестокости пишут, о фашизме, о буржуях, много чего пишут и рассуждают... Тут же мол, мы нечего не поняли, но нравится загадочность. Хе-хе, а если задуматься о том, что возможно под этой экзотической шелухой нечего и нет?
Quote

По Уорхоллу сразу видно, что это выпендреж, Вирасетакун пока скрывается

Да любой человек, который снимает "фильмы с открытой интерпритацией уже позер и выпендрежник.=) Но мне фильмы Уорхолла (ну не все) смотреть интересно. - Там же образы все знакомые, символы все понятные. Это как полароидные снимки эпохи - они как раз не оставляют впечатления ложной многозначительности и интересны как раз своей точностью - типа документальностью.
6. Тарас Сасс 12.05.2011 08:52
Не знаю как у тебя, Айна, но у меня Дядя Бунми вызвал прилично вполне конкретных мыслей, и я получил удовольствие при просмотре. Эпизод с пещерой под конец просто шикарный, да и про убитых коммунистов улыбнуло. Замечательное кино, и это пр и том, что "Синдромы..." у меня пошди хуже, а "Полуденный обьект" и вовсе не пошел.

Из новой тайской волны советую еще что-то у Ратанаруанга посмотреть.
7. Айна Курманова 12.05.2011 16:04
Quote

Не знаю как у тебя, Айна, но у меня Дядя Бунми вызвал прилично вполне конкретных мыслей, и я получил удовольствие при просмотре

А я н-р люблю иногда сидеть на Патриарших после рабочего дня. Созерцание прохожих, воды и птичек тоже рождает во мне большое количество вполне конкретных мыслей. Только я не думаю, что это так было задумано "авторски".
Меня с Чубаккой эпизод н-р улыбнул, но вовсе я не уверена, что он был задуман в качестве комедийного.)) Вернее он мог быть и задуман в качестве такового (а может и нет), но как можно знать, если мы лишены кодов и ключиков? Это как дети, знаешь, слушают непонятные им разговоры на чужом языке и смеются. А чего смеются - не понимают. Вот так и с Вирасетакуном.
Короче, простите, люди добрые, но я в следующий раз лучше прогуляюсь и на птичек посмотрю, чем такой арт-хаОс.
8. Тарас Сасс 13.05.2011 08:57
Тут ты слишком предвзята, на мой взгляд-)

Да я писал про мысли по поводу, а не вообще, так что пример не катит)
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 384 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio