ДЕЛЕНИЕ НА НОЛЬ
МЕЛАНХОЛИЯ (MELANCHOLIA)
Жанр: возможно, последний фильм Триера в Каннах
2011, Германия-Дания-Швеция-Франция, 130 мин.
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Хёрт, Александр Скарсгард, Стеллан Скарсгард
ОЦЕНКА: 5
Меланхолия... Проявление негативом старой сказки о «золотом сердце». И будут гореть, обращаясь в тлен, ее страницы.
И сердце замрет в потоке сбитых кардиограмм.
И птицы упадут на Землю.
И небо серебристой жидкой ртутью на нее прольется.
И ноги твои на каблуках, заблудившись в череде лабиринтов, подломятся под этой ношей.
И голова, уставшая от бесконечных фальшивых улыбок и разговоров «ни о чем», опустится на подушку.
Но твоя меланхолия не будет черной – она будет переливающейся нездешним светом планетой, по-свойски подмигивающей тебе из окна – «подожди еще немного, дружок, и скоро все закончится». Злая шутка мироздания – мы ходили на котурнах по престижным сценам истории, считали любовь удачным слоганом и путали божий дар со свадебным тортом, а обнаружили себя испуганными детьми где-то на задворках, в темноте и одиночестве. Но любой из пытавшихся стрелять в пианиста, за то, что тот снова поставил этой планете «ноль», будет не прав, ведь «ноль» не есть «минус». Он тут даже не резонерствует, не клеймит как обычно пороки социума, а лишь подшучивает над ними и разводит руками. Ведь действительно, этика и культура – более поздние, вторичные наслоения, а если считать, что когда-то каждый атом нашего тела был частью звезд, то возвращение всего сущего в предшествующее состояние, по циклическим законам есть процесс очевидный и необратимый. Все сердца на свете в общем то из одного и того же материала, и это вовсе не золото. Конец уравняет в правах святых и грешников. Исчезнут в набежавших волнах и обсуждения маркетинговых стратегий, и божественная музыка Вагнера, и свадебное платье, с облегчением с плеч сброшенное. Все отпущенные нам когда-то шансы на перезагрузку, мы все равно уже давно упустили.
Концепт о том, что Конец Света уже состоялся, а рай и ад не снаружи, а внутри, у нас в головах, в общем-то, предложил еще известный духовидец 17 века Сведенборг. Но в исполнении Триера, все это напоминает, скорее известный анекдот о невозможности альтернативного выбора в иных случаях и необходимости исходить из худшей предпосылки – «начнется война и тут есть два выхода – или на фронт или в тыл. Возьмем худшее, и тут тоже есть два выхода – или победа или смерть. Снова возьмем худшее и тоже два выхода – или в рай, или в ад. Возьмем худшее и либо меня черт съест, либо я его. Возьмем худшее… А, вот тут уже, стоп, есть только один выход, да и тот слишком узкий». Ситуация, на тему которой фантазировали все без исключения, включая голливудских режиссеров «а что вы будете делать, если все колесо мироздания с шестью миллиардами шестеренок, вдруг с тихим поскрипыванием сойдет со своей оси?». Да нечего мы, [censored], делать не будем... То есть можно сколько угодно ужом крутиться на сковородке, выбирать из двух кривых дорожек, одинаково ведущих в пустоту, но рано или поздно, облегчающим, освобождающим вздохом приходит смирение и душа освобождается, разряжаясь пронзительным хохотом.
Правило стоиков и экзистенциалистов – перелистни страницы, живи с конца, так, как будто все самое страшное уже случилось. Лишится надежды, покинуть замок «If», чтобы оказаться в пустоте, но свободе. Все красиво, все ни к чему, все не о чем, и все скоро растворится в разряженном воздухе. Жизнь как пошлая шутка экспромтом. Жизнь как росчерк пьяного творца, который завтра выбросит свой черновик в корзину. Бессмысленные удары по клавишам, после которых стихнет музыка, а пианист, которого все достало, выскочит из зала. И в этом плане скандальное позерство в Каннах так же понятно, как понятна Жюстин, героиня «Меланхолии», сорвавшая собственную свадьбу.
В «Меланхолии», кажется, в неразбавленном виде весь Триер, с его многочисленными фобиями – страхом смерти, старения, неизлечимых болезней, ядерной войны, толпы, неконтролируемых процессов и иррационального в принципе. Камера то нарезает вычурные эстетские кадры, как в ранних фильмах, то в лучших традициях Догмы суетливо, слепым щенком тычется во все стороны, разыскивая кого-то незримого, но возможно присутствующего рядом. И вся эта громада из Вагнера вперемешку с гламуром, розочками, фамильным серебром и узнаваемыми триеровскиеми киновиньетками, служит тортом для водружения на него одинокой фигурки, своеобразного идеала, кочующего у Триера из фильма в фильм – женщины как олицетворения иррационального начала, которая в совершенно абсурдных, неконтролируемых условиях, чувствует себя в своей стихии.
Только самым странным и безумным дано сохранить себя в ситуации, где одни кончают собой, а другие повторяют универсальный жест Удо Кира, защищающий их ото всех несовершенств бытия. И именно две одинокие женщины с ребенком, которому не суждено стать Спасителем, будут встречать Конец Света в убежище, столь же условном, как декорации городка Догвилль. Как сказал перед смертью Уайльд – «или уйду я, или эти обои». Датский радикал передает ему привет, сворачивая всю Вселенную вместе с «обоями», человеческой культурой, журнальным глянцем, фамильным серебром и обрывает пленку. Тут заканчивается творчество, заканчивается кино и начинается чистая терапия – нарушь табу, сорви последнюю печать Апокалипсиса, и начинай отстраивать все заново.
Айна Курманова
|
Комментарии:
1. | Сергей Сысойкин | | 11.07.2011 12:07 |
Только что с просмотра. На мой вгляд, кино скорее фэйл, чем откровение. |
2. | Игорь Талалаев | | 11.07.2011 13:23 |
Каждому свое.
Пока что видел у Триера - все нравилось. Но "Меланхолию" оценю не раньше, чем месяца через 4. |
4. | Алина Ермолаева | | 13.07.2011 07:09 |
Великолепная рецензия Ленту еще не видела, но уже почти люблю... |
5. | Айна Курманова | | 13.07.2011 11:07 |
QuoteВеликолепная рецензия. Ленту еще не видела, но уже почти люблю Грациос, Алина. Рец ну это так... Сразу после похода в к/т писался. Я ж была в эстетическом и моральном шоке, сейчас возможно бы больше написала. =)) Мне самой киношка тоже еще до похода в к/т начала нравится, но я не думала, что настолько пробьет и станет чуть ли не единственным фильмом за последнее время, который мне хотелось сразу пересмотреть после просмотра, да че там - выходить не хотелось.. На самом то деле, после М. я даже не представляю о чем он будет снимать кино дальше (если будет), но хочется-хочется! Это было просто офигенно... Даже если вообще ни одного фильма не снимет, сейчас смотря на всю его карьеру в целом, е Терь, ну понятно, чего этот идиотизм в Каннах то значил - творчество, так сказать, "в жизнь", окончательный выход за область кино, превращение его в концептуальное искусство. Я одного не понимаю - ну я то фильм к тому моменту не смотрела, но журналисты то видели, почему никто не провел параллель между той прессухой и расстроенной свадьбой главной героини?
Сцена финала с тремя человечками в шалаше перед часом пик *спойлер* просто мозгосрыв. Красиво и ироничное прощание с миром...Крутой он, короче дядька, ага.
В Казани у вас, кстати, идет (без перевода) - я точно знаю, у нас "там" писали. Зажали, короче, по всюду самое крутое кино за последнее время. |
6. | Сергей Сысойкин | | 13.07.2011 11:52 |
ну как че) Осмысление истории Европы через порно, как заявлялось))) Отписал тоже рецу, если возьмут к тебе в пару, получится интересная дихотомия. Во Владе тоже идет без перевода - сабы рулят. |
8. | Сергей Сысойкин | | 13.07.2011 12:17 |
да не, Триер заявлял, что его следующий проект будет порно) Как осмысление истории Европы. |
9. | Айна Курманова | | 13.07.2011 15:01 |
Quoteда не, Триер заявлял, что его следующий проект будет порно) Как осмысление истории Европы. *суфлерит* Сергей, по дружески скажу - кроме Вас, на этот троллинг никто не повелся. |
10. | Айна Курманова | | 13.07.2011 15:02 |
Про Казань, сорри, кстати - имела в виду, что, как сказали инсайдеры, там Меланхолия была без сабов вапще, на чистом англицком. |
11. | Игорь Талалаев | | 26.09.2014 03:09 |
А Ларс таки снял свое порно. И вышло, имхо, даже круче "Меланхолии". Хотя грудь Шарлотты не идет ни в какое сравнение с Кирстен... |
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 358 гость(ей) :
|
|