NO BRAIN, NO PAIN
БРОСОК КОБРЫ (G.I. JOE: THE RISE OF COBRA)
Жанр: фантастика, боевик, триллер, приключения
2009, США, 134 мин.
Режиссер: Стивен Соммерс
В ролях: Чаннинг Татум, Сиенна Миллер, Марлон Уайнз, Адевале Акиннуойе-Агбадже, Кристофер Экклстон, Джозеф Гордон-Левитт, Арнольд Вослоу
ОЦЕНКА: 2,5
И снова недалекое будущее. Вооруженному отряду специального назначения под руководством матерого вояки Дюка (Чаннинг Татум) доверили перевезти очень важный дипломат, в котором находятся боеголовки с наномитами, новым видом оружия массового поражения, последней разработки коренного шотландца МакКаллена, владельца огромного синдиката Mars Industries. Как ни странно, но в лесу на отряд совершают налет вооруженные до зубов представители таинственной организации во главе с роковой красоткой Анной, бывшей подружкой Дюка. В перестрелке выжили только Дюк (ну а кто еще?) и его лучший друг, Рип-корд (Марлон Уайнз). Спастись им помогают солдаты секретного интернационального подразделения G.I.JOE, управляемые генералом Хоуком (Деннис Куэйд). Дюк и Рипкорд, недолго думая, решают остаться с G.I.JOE...
«Бросок кобры»- яркий представитель расцветшего во второй половине нулевых коммерчески успешного, технически совершенного, предельно насыщенного зубодробительным экшеном, но до жути примитивного и бесполезного с культурной точки зрения nextgen'a, появившегося в массовой культуре благодаря игровым приставкам нового поколения. В таких фильмах выброшены за ненадобностью вменяемые персонажи, диалоги или приличные шутки в угоду пресловутой зрелищности, людей окончательно заменили обработанные на компьютере манекены, а диалоги и шутки, как демонстрировали в одной из серий «Южного парка», пишут ламантины при помощи случайного генератора. Это даже не монорельсовые творения Майкла Бэйя с присущей им пафосно-патриотической напыщенностью, и не визуально совершенные фильмы Роберта Родригеза, и даже не какой-нибудь кондовый «Терминатор 4» от МакДжи, это гораздо, гораздо хуже.
Как любой уважающий себя nextgen-movie, «Бросок кобры» пытается вернуться к истокам: к периоду расцвета приключенческих блокбастеров, когда полное отсутствие вменяемых диалогов смотрелось чертовски круто, а примитивнейшим сюжетам хотелось вручить целую охапку «Оскаров». Осталось олдскуль-ную фабулу поставить на современные рельсы и напичкать новомодными эффектами - и все, кассовый хит налицо. Главное только - не переборщить с ностальгией и не превратить фильм в оду блокбастерному архаизму. Соммерс не справился. Да, зритель соскучился по былым временам, но разве кто-то просил пихать в один фильм про классическое спасение мира кричащего на кельтском военные приказы Марлона Уайнза, показывать в красках суровое китайское детство некоторых героев и пропагандировать по максимуму семейные ценности в лучших традициях Стивена Спилберга? Конечно, нет. А в «Броске кобры» весь этот суповой набор есть, из-за чего фильм смотрится как пародия на пародийный кукольный мультфильм «Отряд Америка: Всемирная полиция» от Трея Паркера и Мэтта Стоуна.
Точно как «Смертельная гонка», тщетно пытавшаяся заговорить со зрителем на тему расцветшего экономического кризиса через призму адреналиновых побоищ на убийственном во всех смыслах авто, так и «G.I.JOE» в перерывах между вялыми подражаниями Джеки Чану и Брюсу Уиллису периодически заносит на политическую арену, где Соммерс пытается заговорить о вреде и преимуществе нанотехнологий. К сожалению, стоит ему только открыть рот, так на экране опять что-нибудь демонстративно взрывается, и снова бравый отряд G.I.Joe отправляется надирать многочисленные вражеские задницы. Естественно, рассудок от такого количества прямолинейных перестрелок начинает раскалываться надвое. И если завуалированное грайнд-порно с воодушевляющим названием «Трансформеры 2» пыталось спариться с мозгом зрителя только за полчаса до финальных титров, то «Бросок кобры» сурово насилует неподготовленный разум на протяжении всех ста тридцати четырех минут не прекращающегося ни на минуту экшена.
Но, несмотря на то, что «Бросок кобры» следует всем самым модным тенденциям превращать достижения прошлого в его пережитки, он в то же время и является типичным фильмом Стивена Соммерса, нацеленного на кассовый успех, так как в отношении актеров режиссер остается верен сам себе и следует четырем любимым правилам.
Правило №1. Во всех кассово-ориенти-рованных фильмах Соммерса главный герой - небритое, озлобленное воплощение вселенской брутальности, заставляющее женщин пребывать в трепетном экстазе, настоящее человечище с большой пушкой наперевес и огромной дубиной за пазухой. Таким суровым был Рик О'Коннел из «Мумии», сыгранный Фрейзером, таким заросшим был Ван Хельсинг в ярком исполнении Джекмана. Что в такой компании забыл глянцево-пляжная фотомодель, совсем недавно переквалифицировавшаяся в актеры, звезда таких, аж страшно подумать, фильмов, как «Шаг вперед 1-2» и «Она - мужчина», Чаннинг Татум, не совсем понятно. Брутальностью, как и повышенной волосатостью, Татум, к сожалению, обделен, поэтому в фильме, снятом по всем соммеровским канонам приключенческого экшн-муви, где спасают мир только живые воплощения протеста ме-тросексуализму, смотрится точно так же, как Василий Степанов из последнего федькиного творения: костюмчик спасителя мира малость великоват.
Но, в отличие от того же Степанова, проходившего оба фильма с растянутой до ушей лучезарной улыбкой, компенсирующей отсутствие мозга, Татум старательно пытается изобразить хоть какие-то, отличные от стандартной фотографии для обложки женского журнала, эмоции. Правда, в итоге все эти модельные попытки скорее похоже на переживания по отсутствию постельных сцен (читай, отсутствию возможности продефилировать с обнаженным торсом), чем на актерскую игру. И поэтому промелькнувший в коротеньком камео Брендан Фрейзер одной левой укладывает все потуги Татума походить хотя бы на стандартного героя боевика.
Правило №2. Во всех кассово-ориен-тировочных фильмах Соммерса у главного героя всенепременно должна быть подружка, да не просто эротично виляющая задницей мебель, словно Мэган Фокс из сами-знаете-какого блокбастера, а самая настоящая бой-баба, гимн дистиллированному феминизму, способная надрать задницу любому покусившемуся на ее прекрасные формы. В этот раз на смену библиотекарше Вайс и охотнице на вампиров Бейкенсейл пришла щеголяющая в обтягивающем черном латексе Сиенна Миллер, прекрасно справляющаяся со своей ключевой обязанностью: доводить впечатлительных школьников до оргазма прямо в кинотеатре, строгие учительские очки этому только способствуют. Ну и обязательный атрибут фильмов Соммерса - эффектно дерущиеся аппетитные женщины - добавляют масла в огонь.
Правило №3. Во всех кассово-ориентированных фильмах Соммерса у главного героя есть лучший друг, страдающий топографическим кретинизмом и умеющий выстреливать однотипными плоскими шутками как пулемет Гатлинга. В обеих «Мумиях» нелегкая доля местного комедианта выпала на плечи хорошего английского актера Джона Ханны, в «Ван Хельсинге» отдувался Дэвид Уэнем. В «Броске кобры» традиция приглашать драматических актеров на роли харизматичных дурачков была Соммерсом позабыта, и на роль боевого товарища Дюка-Татума был приглашен известный мастер черного юмора Марлон Уайнз. Сразу нужно сказать, что он шутит если не постоянно, то очень много, но всегда оказывается стесненным в рамках рейтинга PG-13 и поэтому, набивший руку в пошлых комедиях, смотрится, мягко говоря, неестественно.
Правило №4. Также во всех кассово-ори-ентированных фильмах Соммерса есть архитипичный злодей с очень маленьким мозгом, завышенным самомнением и очень коварным планом по захвату целого мира. Кстати, в отличие от все тех же «Мумий» и «Ван Хельсинга» чересчур озлобленных на человечество бук тут аж трое, одного из них, к слову играет Арнольд Вослоу, обаятельный Имхотеп из «Мумии 1-2».
Но, несмотря на все вышеперечисленные минусы, на фоне уберпафосного «Терминатора 4», излишне ромкомовского «Гарри Поттера» или чересчур затянутого сиквела «Трансфомеров» излишне придурковатый, яркий как фейерверк, выжатый до предела, конвейерный продукт от Стивена Соммерса смотрится пусть хуже, но все равно вполне достойно. Как говорится, на безрыбье и рак - рыба. Но это не означает, что после блокбастерной голодовки мы должны накинуться хоть на какое-то подобие олдскульного экшн-муви и признать его лучшим зрелищем этого второсортного лета. Авесхан Македонский в свое время написал книгу о питании воздухом. Может, самое время ее купить?
Евгений Северин
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Много экшена: взрывов, погонь, перестрелок, драк. Поставлено, снято и смонтировано все самым лучшим образом, не то что в недавних 200-250-миллионных блокбастерах. Это, пожалуй, главное достоинство фильма: динамика, хорошие боевые сцены, море драйва и спецэффектов - глаз не оторвать. Было пару огрехов графики, но лично у меня к ней претензий нет вообще, фильм в плане зрелищности уделывает практически все, что вышло этим летом.
Андрей А.