Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Анимация / Кошмар перед рождеством (The Nightmare before Christmas)
Автор: Ермолаева, ЕгоровДата: 06.09.2009 18:03
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)

КОШМАР ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ (THE NIGHTMARE BEFORE CHRISTMAS)
1993, США, 76 мин.
Жанр: фэнтези, мюзикл, семейный
Режиссер: Генри Селик
В ролях: Дэнни Элфмен, Крис Сарандон, Кэтрин О'Хара, Уильям Хикки, Гленн Шэдикс, Пол Рубенс, Кен Пейдж


Они притаились в массивных шкафах и шуршат под скрипучими лестницами, хоронятся в сырых подвалах и пугают бдительных домохозяек, посылая летучемышиные сглазы на их стряпню и кружевное рукоделие. Они - кошмарно милые трупы, в чьих головах копошатся могильные черви, чудовищно веселые ведьмы и вампиры, злобно хихикающие над стрекозиным варевом. Ужасно музыкальный вихрь из привидений, сотканных паучьими нитками, кровавых улыбок, летающих веников и оживших скелетов - жители скрытого от человеческих глаз пеленою плотного тумана королевства Хэллоуин. А заправляет всей этой «нечеловеческой» вакханалией изящный, с иголочки одетый денди-скелет Джек, которому осточертело хлопанье простыней на ветру, оранжевое, словно апельсин небо и терпкий запах сухих листьев - глазницы пусты, а за ними сумрак.

«Кошмар перед Рождеством» - это странная кино-кулинария, где смешиваются все жанры, кукольное пиршество марионеток пластично оживляет мимику и движения героев, готическая хэллоуинская лирика и пестрая эстетика рождества идеальным слоем праздника ложатся на восторженный взгляд детворы, а скрипичная, порою грустно карнавальная, плаксиво органная музыка льется словно из рога изобилия для меломана - блестящая триада из Тима Бер-тона, Генри Селлика и Дэнни Элфмена. Их тянет в детство, в большое помещение с зеленой елкой и тыквенным фонариком, где под пружинистой чугунной тахтой лениво ворочаются кошмарные сны, а за окном, срывая ледяные бриллианты с ночного неба, несется Санта Клаус на оленьей упряжке. Но что если немного похулиганить и вместо толстого добрячка в волшебную карету подсадить тощего, как стебель тростника, скелета? Кости легко держат красную ткань, мешку с подарками удобно на них. Вместо привычного добродушного смеха безумный хохот с оскалом, а вместо оленей извращенно сконструированные кости, оживленные местным гением в тонкой оправе очков. Ведь даже порочное создание ада хочет дарить радость и сеять семена счастья, откуда вырастут нежные стебельки благодарности и любви. Но неофит потерпит фиаско, скелет в глубине черепной коробки наивно верил, будто детям понравятся мертвые игрушки, фарфоровые куклы с трупным цветом кожи и засохшая голова ведьмы.

Снятый по пьесе Тима Бертона «Кошмар перед рождеством» несет ту же идею, что «Битлджус» и «Эдвард руки-ножницы», а именно, что с виду мрачное, макабричное существо в глубине души может оказаться ремесленником добра, с фонтанирующей страстью желающее счастье всем окружающим. Но существо до того романтически наивное, что не видит, как его «добро» порождает злобу. Злоба весьма символична, и сказочные герои попадают под обстрел военных. Буквально расстрелянный ракетами дальнего поражения печальный скелет перед смертью желает всем «Спокойной ночи и счастливого Рождества!» и падает прямиком в кукольные кладбища.

Джек - квинтэссенция всех чуждых в Рождество существ, словно прокаженный живет отшельником по собственному желанию, но не узревший счастье, мелькающее перед его засохшими и выветрившимися глазами. Адово создание, порожденное лишь пугать в канун дня всех святых, когда все деревья сливаются в одно бескрайнее море. Но после очередной вальпургиевой ночи скелет выпадает из мрачного гнезда в слюдяное крошево снега, где сияет гирляндами карамельное поселение эльфов, и влюбляется... Влюбляется в королевство Рождество, где все противоположно его унылому миру мертвых. Он решает, что в следующий раз будет в красном атласе и будет порхать над спящим миром, залезать в трубы к детишкам, предварительно похитив Санта Клауса.

Как всегда найдется ужасно зловещий антагонист, обитающий в подземельях -страстный игрок и азартный злодей. Обязательно красивая девушка, пускай и сшитая из мертвой плоти, но с модельной внешностью и с порхающими ресницами, чей образ совершенной камеей врезается в сердце некрофильской любовью и явный сексизм по отношению к оной - девушку постоянно приходится спасать. Получается весьма забавная бондиана для детишек-отроков с готическим видеорядом, песенками про неразделенную любовь и прочими переживаниями пубертатного возраста.

Сюжет довольно прост и банален, как у обычной сказки, которую рассказывают у камина с теплым молоком в руках. Но здесь нет разделения на хороших и плохих, спектр полутонов раскинулся от розово-слащавого до всепоглощающе черного. И даже главный герой - с безупречной репутацией, добрый и отзывчивый выглядит в несколько ином ракурсе для обычных смертных, которые получают в подарок от него монструозные аксессуары, норовящие слопать своих «счастливых» обладателей. Как и принято музыкальному триллеру, для детей в фильме немало веселья, «висельнические» шутки в стиле «Семейки Адаме» поднимут настроение уже взрослым циникам и превратятся в культ для декадентских субкультур: оторванные руки бегают словно это так естественно, разложение и гниль выглядят очаровательно, а мертвые герои импонируют больше чем живые.

Нежить нежится в гробах до самой ночи, теплое дыхание декаданса, неспешное и ленивое, в волосах бигуди, под кроватью милые горшочки, им снятся сны...

В королевстве Хэллоуин дыхание готич-но, музыка звучит словно похоронный марш, луна сияет бледной синевой, ветки деревьев вьются в узорах готических траурных виньеток. Вокруг все готично: дыхание, сама жизнь готична и даже Рождество крайне готично.

С самых первых дней мультипликации существует негласный закон, что мультфильмы - продукт исключительно детского питания. Малокалорийные для мозга, витаминизированные добротой и законсервированные весельем - они отличаются от тех редких представителей, которые переполнены насилием, страхом, веселым идиотизмом и прочими «прелестями» искореженной фантазии.

Позиционируемые как анимационные фильмы, некоторые представители пичкают юные сердца ужасом, злобой и страхом: зомбируют их оазум или наоборот дают шанс изгнать демонов детства, демонстрируя фобии в шутливой форме. Ведь даже если зритель давно пережил подростковую эмансипацию, в глубине души он остается инфантильным ребенком, если ему не чужд жанр анимации.

ДОСЬЕ НА ЖИТЕЛЕЙ ХЭЛЛОУИНТАУНА. СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

JACK SKELLINGTON, он же - Джек Скеллинггон, он же - Джек-Повелитель-Тыкв, он же Тыквенный Король Хеллоуинтауна. Впервые появился на экране в 1988 году в картине Тима Бертона «Битлджус». Несмотря на то, что его роль в этой черной комедии великого сказочника была не так велика, она не прошла незамеченной. Истинные поклонники Джека наверняка обратили внимание на необычную шляпу героя Майкла Китона и разглядели на ней миниатюрного Скеллингтона. Звездный час Джека - участие в проекте Генри Селика и Тима Бертона «Кошмар перед Рождеством». Дальними родственниками Тыквенного Короля по словам его «отца» Тима Бертона являются «Гринч-похититель Рождества» и даже сам Дон Кихот.

Итак, Джек-Повелитель-Тыкв: «Мечта любой ведьмы!» Высокий, худощавого телосложения, пожалуй, даже слишком худощавого, - он всегда в центре внимания. Чрезвычайно обаятелен и харизматичен. Человек-праздник, этим и объясняется его желание подарить праздник всем. Выражение «рот до ушей, хоть завязочки пришей» - отчасти про него, что не мешает Джеку периодически впадать в жуткие депрессии и иметь, в общем-то, вполне эмо-готическое мировоззрение. Особые приметы - выразительные черные дыры вместо глаз, широкий умный лоб и гладковыбритое лицо. Традиционно говорит голосом голливудского актера Криса Сарандона, а поет - как Дэнни Элфмен. В «Кошмаре перед Рождеством по-русски» получил голос Алексея Кортнева. Фотографии Джека украшают светелки романтично-депрессивных барышень всех возрастов, а также служат элементом украшения всевозможных аксессуаров - начиная от самых обычных брелоков и заканчивая дорогими швейцарскими часами.

SALLY, она же - Салли, она же - возлюбленная Джека. Дальняя родственница Женщины-кошки, своеобразный прообраз Трупа невесты. Обладательница самых огромных глаз и точеных ножек, впрочем, ее внешние данные по достоинству оценит лишь настоящий знаток женщин. Умна, находчива, обладает сильным волевым характером и слабостью к длинным тощим мужчинам с «выразительными черными дырами вместо глаз». Никогда не унывает и всегда готова прийти на помощь. Порой может потерять голову или какие-то другие части тела, но всегда способна собраться в нужную минуту и совершить почти что невозможное ради спасения тех, кто ей дорог. Готова бороться за свое счастье, твердо знает чего хочет и на пути к достижению собственной цели с легкостью преодолевает любые преграды. Несмотря на это, склонна к меланхолии, мечтательна, скромна и обладает даром предвиденья. Варит потрясающие супы, добавляя в них порой довольно диковинные компоненты, шьет все что угодно, прямо из подручного материала, отлично танцует и весьма душещипательно поет - одним словом, идеальная спутница жизни. В американской версии говорит голосом Кэтрин О'Хара, в русской - Тутты Ларсен.

DR. FINKELSTEIN, он же - Доктор Франкенштейн, он же Безумный Гений (слово «безумный» в данном случае -ключевое). В свободное от сна и еды время мастерит «буратин» из плоти и крови. Мечтает о вечной любви, о спутнице жизни, которая скрасила бы его унылое существование и разделила его не менее унылое будущее. Не являясь красавцем сам, он и в женщине ценит в первую очередь ум. И все же порой ему удается создать нечто вполне симпатичное внешне и доброе и хорошее внутри, таким исключением и стала Салли. Создав ее, наш Безумный Гений пытается склонить бедную барышню к сожительству, проявляя тем самым полнейшее пренебрежение к нормам уголовного кодекса и чисто морально-этическим принципам. Впрочем, одного взгляда на его физиономию вполне достаточно, чтобы понять, что он понятия не имеет, о каких нормах и принципах мы говорим. Несмотря на наличие огромного количества серого вещества (в чем зрителю предлагается убедиться воочию), совершенно лишен такой полезной черты характера, как хитрость, в результате чего часто остается в дураках. При рождении ему был подарен голос Уильяма Хикки, а при переезде в Россию Доктор Франкенштейн заговорил как Гарик Сукачев.

OOGIE BOOGIE, он же - Уги Буги, он же - Бугимен, он же - Великий Игрок, Шоумен и просто странное существо с весьма специфичным чувством юмора. Характер- противоречивый, настроение -переменчивое. Имеет слабость к прекрасному полу, проявляя солидарность с Александром Сергеевичем в вопросах, касающихся «женских ножек». Телосложение - упитанное, однако на практике оказывается - весьма хрупкое. Говорит и поет голосом Кена Пейджа, а в России в качестве его переводчика выступил Николай Фоменко.

MAYOR, он же - Мэр Хеллоуинтауна. Если бы все градоначальники были такими же, как и он, то главным событием года всегда бы становилось празднование Дня Города или еще какого-нибудь не менее замечательного торжества. Организован, пунктуален, склонен к полноте и излишнему пафосу. В оригинальном варианте его озвучивает Гленн Шэдикс. В России же в зависимости от настроения Мэр Хеллоуинтауна говорит голосами Глеба или Вадима Самойловых.

LOCK, SHOCK, BARREL - они же - Шито, Крыто и Корыто. Незабываемая троица, сеющая хаос и анархию везде, где бы они не появились. Оказывают разного рода услуги, правда никогда не выполняют требования и рекомендации, но зато и не требуют ничего взамен. Перефразируя небезызвестного Джека Воробья: «Они привносят легкий привкус безумия в любую ситуацию». Из-за постоянных конфликтов внутри собственного крошечного коллектива никогда не могут решить, что и каким образом им надо делать, но не особо расстраиваются по этому поводу. Необыкновенная троица получила голоса Пола Рубенса, Кэтрин О'Хара и Дэнни Элфмена. В русской озвучке с этим прекрасно справились участники группы «Машина Времени».

Алина Ермолаева, Василий Егоров
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 401 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio