КРИК. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ (IT’S A WONDERFUL KNIFE)
2023, США-Великобритания-Канада, 87 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Тайлер МакИнтайр
В ролях: Джейн Уиддоп, Джоэл Макхэйл, Джастин Лонг, Джессика Маклауд, Кэтрин Изабель, Эйден Ховард, Эрин Бойес
Год назад на Рождество юная Уинни Карратерс убивает маньяка по прозвищу Ангел, который устроил резню среди её друзей, убив нескольких одноклассников и подругу. Пережитое наложило такой отпечаток на девушку, что она замкнулась в себе и не готова отмечать новое Рождество, хотя все её родные и близкие, кажется, оправились от потери и вовсю готовятся к праздникам. Снедаемая горечью и сожалением, Уинни на пирсе в сердцах жалеет о том, что появилась на свет, и волшебное северное сияние переносит девушку в другую реальность, где Ангел остался жив и за прошедший год убил уже три десятка человек. Зато самой Уинни в этой реальности никогда не существовало, и теперь девушке необходимо вновь остановить убийцу в мире, в котором для неё нет места, чтобы вернуться домой.
В полку метаиронических подростковых слэшеров прибыло, и вслед за «Счастливого дня смерти», «Дичью» и «Конкретным убийцей» приходит «Крик. Ночь перед Рождеством», который в оригинале носит название «What a Wonderful Knife», отсылая на классику рождественского кинематографа «Это прекрасная жизнь». Впрочем, отсылает не только название, но и сюжет, который является этаким современным хоррор-переосмыслением новогодней сказки, где вместо без-пяти-минут-самоубийцы Джорджа Бэйли у нас пубертатная «последняя девушка», а вместо ангела Кларенса – жестокий маньяк в белом балахоне и маске.
Как и в оригинальной ленте Фрэнка Капра, перед главной героиней открывается возможность пересмотреть собственную жизнь, только вот в рамках заданного нарратива эта переоценка ценностей работает как-то криво. Уинни, столкнувшаяся с маньяком и потерявшая подругу, получает психологическую травму. Казалось бы, семья должна её поддержать, но нет – циничные родственники не разговаривают с девушкой о трагедии, а на следующее Рождество и вовсе дарят брату Уинни внедорожник, а ей самой – розовую пижаму. Просто родители года. С такими родителями никакого маньяка не надо.
При этом контекст рождественского «Крика» таков, что это Уинни надо пересмотреть своё отношение к жизни, отпустить свои страхи и боль потери и радоваться Рождеству как будто ничего не произошло. Не понятно, на полном ли серьёзе сценарист закладывал такой смысл или это какая-то злая ирония, но в совершенно абсурдном по своей глупости финале после всех злоключений в параллельной реальности, Уинни мирится с родителями, как будто тот факт, что её брата любят больше, ничего не значит, и все дружно празднуют Рождество. Хэппи энд.
Что касается хоррор-составляющей, то «Ночь перед Рождеством» активно использует все штампы молодёжного слэшера, не привнося в сюжет ничего нового. Да, у Ангела довольно крутой белый балахон и маска, что на фоне ёлок и гирлянд смотрится особенно жутко, но проблема в том, что нам в первые пятнадцать минут показывают личность убийцы – им оказывается жестокий мэр города, которого играет абсолютно неузнаваемый Джастин Лонг. Разумеется, в параллельном мире под маской маньяка скрывается кто-то другой, но даже этот кандидат считывается слишком легко, потому что с интригой создатели картины вообще не заморачиваются.
В целом у режиссёра Тайлера МакИнтайра были все шансы снять классный новогодний фантастический слэшер, не будь сценарист Майкл Кеннеди полной бездарностью. Концепция перемещения в параллельные миры, где в каждом под маской Ангела скрывается новый убийца, открывает огромный потенциал для франшизы. Но кинотворцы этим потенциалом не воспользовались, породив насквозь вторичную поделку, которой даже не удосужились прописать логичный финал. Третий акт откуда-то взял зомби-горожан, всемогущего мэра-тирана и абсурдную развязку, пришедшую, будто бы, из другого кино. А навязчивая квир-линия всех без исключения героев, которую наши прокатчики, рискнувшие выпускать ленту в российских кинотеатрах, щедро порезали, вызывает недоумение. Кажется, что ни главная героиня, ни её брат, ни их тётя не любят противоположный пол, и эта вопиющая толерантность здесь принимает очертания беспощадной тоталитарности – настолько в лоб всё подаётся, что даже суровая отечественная цензура не в силах это сгладить.
«Крик. Ночь перед Рождеством» - абсолютно бестолковое паразитирование на обретшем в последнее время новую жизнь жанре слэшера и новогодних семейных лентах. Замените Рождество другим праздником – никто не заметит разницы. А мы не советуем связываться с сим творением и рекомендуем лучше пересмотреть «Крампуса», если в этот Новый год «Один дома» и «Гарри Поттер» вас уже не радуют.
Сергей Прудников
Премьера 21 декабря