ДЕТЯМ ДО 12-ТИ
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА (THE ADVENTURES OF TINTIN)
Жанр: фильм, с признаками анимации
2011, США, Новая Зеландия, 109 мин.
Режиссер: Стивен Спилберг
Роли озвучивали: Джейми Белл, Энди Серкис, Дэниэл Крэйг, Саймон Пегг, Кэри Элвис, Тоби Джонс, Ник Фрост
ОЦЕНКА: 4
Любопытный мальчуган-журналист с задорным чубом Тинтин, чьи первые приключения бельгийский художник-самоучка с псевдонимом Эрже нарисовал еще в 1929 году. Российскому зрителю известен во многом благодаря мультсериалу Стефани Бернаскони, показанному на отечественном телевидении в середине 90-х. Для западного мира Тинтин наоборот является культурным феноменом, ставшим предметом серьезных исследований и бесконечных споров о политическом кредо автора и его взглядах на колониальное наследство Европы (сегодняшнее толерантное общество дошло до того, что вымарывает целые «неполиткорректные» куски книг Марка Твена и Астрид Линдгрен).
Фильм Спилберга о молодом репортере сделан максимально приближенно к стилистике Эрже (чего только стоит портрет Тинтина в начале фильма). Плюс, он разбавлен хорошим юмором («У нас в прихожей раненный человек! Что опять?»), окаймлен легкой колониальной романтикой и приключенческой канвой с вшитой детективной историей. На протяжении всего фильма Тинтин попадает в трудные ситуации, выбраться из которых, кажется, уже и невозможно. Однако молодой смельчак с помощью своей собаки по кличке Снежок раз за разом находит выход из положения, достигая поставленной цели.
Молодая версия Индианы Джонса с говорящей профессией, копается среди реликвий и антиквариата, исследует окружающий мир вокруг себя. При этом, невзирая на постоянно меняющийся политический климат — наличие конфронтации с коммунистической заразой здесь практически незаметно, а сама она лишена неоднозначной одиозности. Для Спилберга мировая история во многом является всего лишь фоном, дополнительным мотором для развития сюжета комиксовой составляющей. Хорошие парни всегда побеждают – вот залог успеха. Склеенная из трех альбомов «Тайна единорога» в некоторые моменты буксует в плане развития сюжета, но держится на заданном уровне, благодаря развлекательным горкам motion capture и некоторым сумбурным аллюзиям, интересным даже взрослой аудитории, вроде капитана-алкоголика Хэддока и его методом дозаправки падающего самолета.
Интересно другое. С учетом того, что постэкономическое общество нашло уже все осязаемые сокровища, а приключения испытывает, лишь играя в PS3, классическая «Тайна единорога» выступает хорошим контрапунктом к современным технологиям (местами Тинтин как раз смахивает на одну из видеоигр). Опрокидывая постиндустриализм, привыкший идентифицировать культуру при помощи постмодерна, в индустриальную структуру, Спилберг продуцирует работу мозжечка, позволяющему зрителю не заблудиться в колониальных джунглях. Кто доберется - тому честь и хвала, кто заблудится – заскучает, и не дай бог, упадет и вряд ли останется довольным.
Важно и то, что современный массовый кинематограф, нацеленный, в основном, на подростковую аудиторию вряд ли сможет найти место для Тинтина, который рассчитан на детей, бредящих приключениями и поисками сокровищ (что мягко говоря, сегодня не модно). Спилбергу мир псевдовзрослых неинтересен априори, свое право на инфантильность он защищает с тем же рвением, как голливудские студии плодят идеологических наследников Гарри Поттера. Разумеется, можно ругать режиссера за намеренную старомодность (если даже не сказать архаичность), однако нельзя не отрицать тот факт, что на фоне большинства бесконечных новообразовавшихся сказочных франшиз, старающихся удовлетворить самые низменные потребности целевой аудитории, история про нестареющего ребенка Тинтина смотрится гораздо выигрышнее. Вопрос состоит только в том, сколько таких детей еще осталось?
Сергей Сысойкин