СХВАТКА С ДЬЯВОЛОМ (SYMPATHY FOR THE DEVIL)
2023, США, 90 мин.
Жанр: триллер, криминал, боевик
Режиссёр: Юваль Адлер
В ролях: Николас Кейдж, Юэль Киннаман, Алексис Золликоффер, Камерон Ли Прайс, Оливер Маккаллум, Бёрнс Бёрнс, Рич Хопкинс
Карьера Николаса Кейджа болтается туда-сюда, а после того, как он залез в долги, её просто штормит. Камбэк следует за камбэком, а дальше актёр вновь и вновь снимается в проходных инди-фильмах. Со «Схваткой с дьяволом» получается странная ситуация – это та лента, в которой Кейдж является самой запоминающейся частью, причём настолько, что его образ можно назвать одним из самых «злодейских» в 2023-м. Плохая новость состоит в том, что когда на экране Кейдж не выдаёт что-нибудь этакое, «Схватка с дьяволом» значительно проседает – отчасти зрелище становится похожим на более нуарную (чуть ли не до пародии на жанр) и менее драматическую вариацию «Оправданной жестокости» Кроненберга.
«Схватка с дьяволом» явно черпает вдохновение у «Телефонной будки» и «Соучастника». Юэль Киннаман играет Дэвида – будущего отца и скромного работника судоходной компании. Дэвид в начале фильма мчится в больницу, в которой рожает его жена – у той при предыдущей беременности были осложнения, приведшие к потере ребёнка, так что Дэвид переживает вполне оправданно. Но прежде чем герою удаётся воссоединиться с супругой, на заднее сиденье его машины запрыгивает Николас Кейдж в роли Пассажира – рыжеволосый мужчина с мефистофельской бородкой, в красном пиджаке и с пистолетом за пазухой. Направив ствол на Дэвида, Пассажир требует ехать в Боулдер-Сити, оставляя цель поездки в тайне. Кажется, этот мужчина, раз за разом цитирующий религиозные книги, знает о Дэвиде явно больше, чем сперва говорит.
Собственно, личность Дэвида и прочие вопросы о его прошлом представляют собой источник для драматического накала, однако, фильм обращается с подобным не совсем верно. Триллеры такого формата выигрывают от ограничений времени и пространства (что продемонстрировала вышеупомянутая «Телефонная будка»), но «Схватка с дьяволом» не содержит чего-то значительного, что происходит за кадром. Разве что пара звонков, которые делает Дэвид (или отобравший его мобильный телефон Пассажир) напоминают, что именно поставлено на карту. По большей части мужчины в автомобиле ведут чуть ли не философские беседы, Кейдж дико «троллит» оппонента, но по мере того, как раскрываются подробности сюжета, общий темп становится более вялым, что приводит к немного надуманной кульминации.
Именно в этом и заключается главная претензия – «Схватка с дьяволом» довольно прозрачно раскрывает все детали касательно мотивов Пассажира. К счастью, создатели не прогадали, позвав на роль Кейджа. Наконец-то актёр, известный за свою эксцентричность, получает возможность выложиться на максимум, причем в наиболее безумном формате. Отпрыск клана Коппола орёт, пучит глаза, прикалывается, выдаёт какие-то несмешные каламбуры: словом, классно проводит время на съёмочной площадке. Киннаман тем временем значительно меркнет на контрасте с экранным партнёром. Не то, чтобы были какие-то претензии к его образу (может быть, в этом и была задумка, представить его именно так), но он просто не выглядит обычным парнем. «Схватка с дьяволом» могла использовать подобное в своих интересах, однако, сценарий полон критических просчётов: как только становятся известны все детали, взаимоотношения двух мужчин никак не изменяются, а характеры разве что слегка корректируются буквально в финальной сцене.
При просмотре «Схватки с дьяволом» на ум почему-то приходит более интересный фильм, причём именно с сюжетной стороны. По части реализации вопросов нет (и актёры играют хорошо, и декорации удались, пускай практически весь проект снимался в тесных сценах виртуальной студии), но вот, как говорится, дьявол кроется в деталях. Это как раз тот случай: сценарий словно не отшлифовали, что приводит к «нуарчику» – не блещущему разнообразием кинопроекту, в котором может запомниться, разве что, дошедший до точки кипения обладатель премии «Оскар».
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 20 июля