ПАТХАН. СХВАТКА СО СМЕРТЬЮ (PATHAAN)
2023, Индия, 146 мин.
Жанр: боевик, триллер
Режиссёр: Сиддхарт Ананд
В ролях: Шах Рукх Кхан, Джон Абрахам, Дипика Падукон, Димпл Кападиа, Ашутош Рана, Салман Кхан, Аакаш Бхатиджа
У нас была три полёта на вертолётах, семьдесят пять перестрелок, пять рукопашных схваток, автомобильная погоня, целое море правительственных интриг и предательств, а также полноценная любовная история, грандиозное ограбление, побег из тюрьмы, крушение поезда, забег на коньках, смертельный вирус, московский клуб и один музыкальный клип с красотками на пляже. Не то, чтобы все эти танцы были категорически необходимы в фильме, но если уж взялся снимать индийский боевик, то к делу надо подходить серьёзно.
Главный герой этого разухабистого экшна – Патхан, человек со сверхспособностью выглядеть круто в любой ситуации. Его длинные волосы эффектно развеваются от ветра, даже если он находится в помещении. И когда Индии грозит опасность, только он способен спасти её. И весь мир заодно, чтобы два раза не вставать. Только скажите честно: вам действительно важен сюжет в современном индийском боевике? Потому что он тут, конечно, есть, но такой же дурной, как и в любом боевике, снятом на другом полушарии планеты. А вот чего в любом другом боевике нет, так это особенностей Болливуда, за которые мы и любим этот кинематограф – тех самых наивных и порой откровенно сумасшедших элементов, дарящих незабываемые эмоции.
Развитие технологий в целом и визуальных эффектов в частности сделало индийские боевики более реалистичными лишь отчасти, ведь с другой стороны у их авторов оказались развязаны руки, и они смогли сделать то, чего в других странах стесняются – выпустить наружу свою буйную фантазию. Конечно, законы физики успешно ломаются и в киносериале «Форсаж», но там это старательно маскируют голливудским многомиллионным лоском под «реализм»; бред сивой кобылы эксплуатируется в «Трансформерах», но там в мир добавлены аж инопланетные кибернетические организмы, а в «Патхан. Схватка со смертью» достаточно индийской смекалочки.
Только не подумайте, будто Сиддхарт Ананд снял какой-то трэш и вас ждёт тотальный вынос мозга. Нет, это зрелищный фильм с приземлённым авантюрным сюжетом, с поправкой на индийское понимание такой концепции. И даже название тут скромное и простое – «Патхан». Пафосную приставку «Схватка со смертью» добавили от себя уже российские прокатчики, а ведь в оригинале главный герой в максимально брутальном исполнении Шах Рукха Кхана представляет из себя всего лишь нечто среднее между Джеймсом Бондом и Джоном Рэмбо (кстати, кроме шуток, один из будущих объявленных проектов режиссёра этого фильма так и называется – «Рэмбо»). Картина, как ни странно, не заявлена как комедия, но смеяться при просмотре вы будете гарантированно.
Самый кринж, естественно, происходит, когда действие переносится в Россию. Конечно, РФ – стратегический союзник Индии, о чём герои прямо говорят, но это не мешает им похищать ценные вещи прямо из столицы союзного государства, а затем выкашивать российских солдат целыми пачками. Страшно представить, на что в таком случае способны индусы со своими противниками! Вот уж действительно: бей своих, чтобы чужие боялись. Московский сегмент получился самым богатым на чудеса монтажа и стыдливые подглядывания за старшими братьями. Тут вам и башня Меркурий, то стоящая в гордом одиночестве, то уже в ансамбле Москва-сити, и воровство отпечатков ладони, подсмотренное где-то в «Ангелах Чарли», и адреналиновая сцена ограбления, где сначала нужно похитить ключ и замок у неких дяди Григория и тёти Карины (английские субтитры подсказывают, что Карина это буквально заморская Карен, мемное обозначение богатой белой женщины).
И если оставить в стороне сценарное предположение, что индуска с декольте затмит любую в московском клубе – и это буквально в самом дорогом и пафосном европейском городе с зашкаливающей концентрацией красивых женщин! – то получится, что самая зрелищная сцена фильма это побег из российского поезда, перевозящего заключённых. Здесь есть как драки с зеками, которые разлетаются в стороны буквально от ударов шарфиком (!), так и обязательные перестрелки со штурмовыми вертолётами, как будто украденные из игры «Uncharted 2». Да и бронированные противники с пулемётами перенесены оттуда же. Хотя нечто подобное, но снятое на другом качественном уровне мы видели в недавнем сиквеле «Тайлера Рейка», а очень похожее крушение поезда показали в последней части «Миссия невыполнима», так что вполне можно сказать, что это не заимствования откуда-то конкретно, а уже ставшие классическими остросюжетные клише, кочующие из фильма в фильм.
Можно ли в итоге получить от просмотра удовольствие? Вполне, особенно, если не настраиваться слишком серьёзно. Можно ли при этом назвать «Патхан» хорошим фильмом или компетентным боевиком? Увы, всё-таки нет – и именно из-за того, что слишком многие элементы вызывают невольный смех. В общем, это то самое кино, где всё так плохо, что даже хорошо. Абсолютно ничего нового, зато всё лучшее старое, что уже где-то было, да ещё и неожиданно смешно. Один только китель с меховым воротником чего стоит. Спешите видеть!
Игорь Талалаев