Материалы и цитаты для статьи взяты из книги Дональда Спото «Одри Хепберн».
«Отдавать - значит жить. Если прекратишь отдавать, то не для чего будет жить»
Одри Хепберн
4 мая 1929 года в доме 48 по улице Кей-енвельд в районе Иксель, к юго-востоку от центра Брюсселя, в семье английского барона Джозефа Растона и голландской баронессы Эллы ван Хеемстра родилась девочка Одри Кэтлин Растон, будущая звезда Голливуда, женщина, признанная самой красивой в мире, икона стиля, легенда - Одри Хепберн.
Почти все свое детство Одри провела в Голландии, с матерью. Когда девочке исполнилось шесть лет, между ее родителями произошел разлад. И однажды, без сцен и скандалов, не сказав ни слова, Джозеф Растон ушел из дома, чтобы никогда больше не вернуться. Позже старший сын Одри говорил, что уход отца нанес ей «рану, которая так никогда и не затянулась». А сама Одри призналась, что «никогда по-настоящему не верила в любовь - и всегда была до слез благодарна за нее...» Уход отца из семьи оказал влияние на всю дальнейшую судьбу дочери. «Влюбившись и выйдя замуж, я продолжала жить в страхе перед тем, что меня бросят...»
Ее страхам суждено было стать явью. У Одри было три брака, два из которых не принесли ей в эмоциональном плане ничего, кроме душевных страданий. Единственной отрадой были сыновья Лука и Шон, которые любили свою маму и всегда были для нее моральной поддержкой. И лишь последний третий брак сложился по-настоящему счастливо и принес душевное равновесие, покой и гармонию...
Но это все впереди, а пока - маленькая девочка стоит на пороге страшных событий, заставивших вздрогнуть весь мир. Одри было 10 лет, когда фашистская Германия без объявления войны ввела свои войска на территорию Польши. Европа застонала под тяжелым немецким сапогом. А 10 мая 1940 года германские войска вошли в небольшое, но исторически непокорное государство Нидерланды. В 1941 году старший брат Одри Алекс, вступивший в голландскую армию, попал в плен, ему удалось бежать, но до конца войны о нем не было ни весточки. Мать и сестренка считали его погибшим.
Оккупация далась стране очень тяжело, но народ не опускал руки и не сдавался.
«Голландцы обладают даром изощренной проницательности, которую не может обмануть никакая пропаганда. Никакое внешнее вмешательство не принудит этот народ к покорности» - писал в 1940 году голландский министр иностранных дел Ван Клиффенс. По всей стране были организованы отряды Сопротивления, и дети активно помогали партизанам и подпольщикам. Ребятишки были связными. И маленькая Одри, на глазах у которой были расстреляны несколько ее близких родственников и друзей, тоже вошла в ряды Сопротивления. Хрупкая тоненькая девчушка, не вызывая подозрений у фашистских солдат, имела возможность довольно свободно передвигаться по оккупированному городу и его окрестностям и передавать необходимую партизанам информацию. А ее мать - баронесса Элла ван Хеемстра - укрывала подпольщиков в подвале своего дома.
Зима 1944 года была особенно жестокой. Фашисты сравняли с землей их родной город Арнем. Человеческие страдания были невыносимыми. Улицы превратились в руины. Беженцы покидали разрушенные дома, чтобы замерзнуть в полях или лачугах. В городе не было ни света, ни тепла, ни еды. Сотни людей падали и умирали от голода или замерзали от холода, настолько сурового, что такого в Голландии не помнили даже старики... Чтобы не пропасть, люди ели луковицы тюльпанов, а к Рождеству в семье баронессы ван Хеемстры не осталось ни крошки. Одри едва ходила, гепатит сделал ее желтушной, от страшного голода девочка-подросток представляла собой косточки, обтянутые кожей, и весила 45 кг (при ее высоком, уже тогда - 169 см, росте)... Как в таком истощенном тельце держался дух? Откуда у девочки брались силы бороться и жить? Какая жажда жизни должна была быть у ребенка, перенесшего все то, что выдержала она?
4 мая 1945 года, когда Одри исполнилось 16 лет, свобода пришла к ним с мамой вместе с английскими войсками, принесшими самый лучший подарок на ее день рождения! «Выбежав из дома навстречу солдатам, я вдохнула запах бензина и английских сигарет, словно это были драгоценные духи. Я сразу же попросила сигарету, хотя от нее чуть тут же не умерла». Одри попросила еще шоколада. Солдат дал ей пять плиток. Она их съела, и ей, конечно же, стало плохо. Но на всю жизнь с того дня вкус свободы и счастья у Одри слился со вкусом и запахом шоколада и табака.
После окончания войны Одри с матерью два года работали в госпитале для раненых голландских солдат. Девушка не гнушалась никакой работы, перевязывала и обрабатывала раны, заботилась о пациентах, писала для них письма. Одним из тех, за кем ухаживала Одри в госпитале, был английский парашютист Теренс Янг, принимавший участие в битве при Арнеме. После выписки из лазарета он вернулся в Голландию вместе со своими друзьями по оружию и снял фильм о страшных событиях, происходивших там в 1944 году. Лента «Люди Арнема», полудокументальная, полуигровая - самая первая в фильмографии ставшего потом знаменитым английского кинорежиссера Те-ренса Янга. Как актриса Хепберн встретится со старым другом на киноплощадке в 1967 году на съемках триллера «Дождись темноты», где режиссер Янг предложит ей очень интересную и сложную игровую задачу - создать образ слепой женщины, ставшей жертвой банды гангстеров и невменяемого психопата...
После войны Одри с трудом восстановила потерянное здоровье и с усиленным азартом возобновила прерванные занятия в балетной школе. В 1946 году они с матерью переехали в Лондон. Баронесса Элла ван Хеемстра бросила все свои силы на то, чтобы Одри занималась танцами. Мать не гнушалась никакой, даже грязной работы, и каждое утро, когда дочь бежала на занятия в танцевальный класс, истинная аристократка мыла полы на лестничных клетках и выносила мусор в доме, где они с дочерью снимали комнатку.
Путь к славе был тернист. Сперва работа в кордебалете среди десятков таких же хористок, как и она. Потом третью слева во втором ряду девушку приметил продюсер Сесиль Ландо и предложил ей работу в своем новом мюзикле, где у нее впервые появилось несколько строчек своего текста в паре незатейливых сценок. Одри работала изо всех сил. Она выдерживала по шесть вечерних и два дневных спектакля в неделю, успевая при этом позировать для рекламы в журналах и газетах.
Потом (как всегда это бывает) в жизни начинающей актрисы произойдет обязательный счастливый случай, сработает определенная порция везения, появятся в нужный момент хорошие люди, заметившие талант и обаяние юной девушки. А дальше первая большая работа в кино, ставшая ее звездным часом - «Римские каникулы», еще дальше - «Сабрина» и знакомство с человеком, ставшим другом на всю жизнь - Юбером Живанши, новые встречи и работа, работа... А жизнь бежит все стремительнее и стремительнее, и некогда остановиться и передохнуть... съемки, фильмы, церемонии, интервью, замужества, всемирная известность, никак не складывающееся личное счастье, драмы и трагедии, друзья, ушедшие из жизни, потеря близких, депрессии, ощущение собственной беспомощности и ненужности и постоянная непреходящая боль при виде чужого горя...
Желание помогать людям, попавшим в беду, отчаявшимся, раненым, голодным, сопровождало Одри всю жизнь. Став уже всемирно известной кинозвездой, она не могла спокойно жить, зная, что где-то в далекой стране умирают от голода дети, и, откладывая в сторону свои личные дела, актриса ехала туда, где были необходимы ее любовь и участие... В 1988 году ЮНИСЭФ (Детский фонд ООН) назначил мисс Хепберн официальным послом доброй воли. За эту работу она должна была получать 1 американский доллар в год. Одри ликовала:
«Я ждала этой работы 45 лет и, наконец, получила ее. Когда я видела телевизионные репортажи из беднейших стран мира, то всегда чувствовала свое бессилие. Наконец-то мне представилась возможность сделать хоть что-то!»
С гуманитарной миссией Хепберн объездила самые проблемные точки планеты - Эфиопию, Гватемалу, Сальвадор, Судан, Сомали, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд... Как посол ЮНИСЭФ она помогала организовывать медицинские центры, руководила доставкой и распределением продуктов и лекарств, добивалась проведения вакцинации населения от страшных болезней, всегда сопровождающих нищету, голод и трущобную грязь, встречалась с политиками разных стран, делала официальные заявления ООН, руководила церемониями и благотворительными мероприятиями. Одри могла обращаться к богатым и наделенным властью, она просила и требовала... И порой там, где мужчины-политики в отчаянии разводили руками, хрупкая мисс Хепберн добивалась результатов! Актриса говорила, что если ее имя и всемирная слава могут принести пользу людям, то она готова работать, работать и работать - спасать голодных больных детей...
«Моя задача - информировать, будить сознание... Я - мать, и я буду говорить об этом!»
Будучи уже немолодой по возрасту женщиной, Одри вновь своими глазами увидела то, что видела ребенком в годы войны - голод, страх, нищету, выжженные поля, погибший скот, семьи, лишенные домов и земли, грузовики с трупиками погибших детей... Однажды в Судане в одном из медицинских центров она увидела мальчика-подростка, истощенного, лежащего прямо на земле.
«Он страдал от анемии, болезни дыхательных путей и от отеков, - вспоминала Одри. - К
огда закончилась война, я была точно в таком же состоянии». Она считала для себя невозможным оставаться в стороне. Если есть в мире горе, то это ее личное горе.
Возможно, читатели нашего журнала удивятся, не найдя в этой статье практически ничего о киноработах Одри Хепберн. Но нам хотелось рассказать о ней прежде всего как о личности, о Человеке с большой буквы, забыв на время о таких эпитетах как «икона стиля», «самая красивая женщина планеты», «королева кино», «неземная» и т.п.
Да, она такая, невероятно обаятельная, притягательная, стильная, обворожительная... Актриса, покорившая миллионы сердец. Но для самой Одри возможность внести свой вклад в дело мира и спасения детских жизней всегда была несравнимо более важна, чем вся ее актерская карьера и все роли, вместе взятые. Она говорила:
«Когда я посещаю больных детей, а потом рассказываю об этом властям или прессе, то все понимают, что значит эта работа. И для людей это куда важнее «Завтрака у Тиффани».
Последняя работа Одри Хепберн в кино - роль ангела в фильме «Всегда» 1989 года у режиссера Стивена Спилберга. Никаких привычно изысканных нарядов от Живанши, белый вязаный свитер и белые брюки, никакого грима. Ей исполнилось шестьдесят, но актриса не пытается скрывать лучистые морщинки вокруг глаз. Одри говорит почти шепотом, но зритель понимает, что именно таким должен быть ангел. Героиня Хепберн, обращаясь к душе молодого погибшего пилота, произносит слова, очень важные для понимания сути этого фильма:
«Ты прожил свою жизнь. Все, что ты делал только для себя, было пустой тратой времени и сил». Ангел убеждает летчика вернуться на землю невидимым, чтобы помогать другим людям. И зрителю хочется верить, что если ангелы существуют, то они именно такие - с ясными глазами и светлой душой Одри Хепберн.
До самых последних дней своей жизни актриса оставалась честна перед самой собой и перед всеми, кто знал ее. Она отдала всю себя до последней капли людям, не жалея сил, работая на износ, при этом не имея ничего общего с горделивыми, алчными и самовлюбленными дивами Голливуда, живущими в золотых дворцах, в стороне от реальной жизни. Искренняя заинтересованность чужими проблемами, личная душевная боль и сопричастность - качества, не свойственные звездам. И именно это отличает Одри Хепберн от сотен других актрис прошлого и настоящего - скромность и настойчивость, чуткость и желание творить добро, робость и решительность, жажда жизни и стремление дарить свою любовь.
«Цифры говорят, что Одри умерла молодой. Чего цифры не говорят - это того, что Одри умерла бы молодой в любом возрасте» (Питер Устинов).
Натали Сиамская
РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ (ROMAN HOLIDAY)
Жанр: драма, мелодрама
1953, США, 118 мин.
Режиссер: Уильям Уайлер
В ролях: Грегори Пек, Одри Хепберн, Эдди Альберт
ДЕТСКИЙ ЧАС (THE CHILDREN'S HOUR)
Жанр: драма
1961, США, 107 мин.
Режиссер: Уильям Уайлер
В ролях: Одри Хепберн, Ширли МакЛейн, Джеймс Гарнер