ПАДЕНИЕ ОЛИМПА (OLYMPUS HAS FALLEN)
2013, США, 120 мин.
Жанр: боевик
Режиссер: Антуан Фукуа
В ролях: Джерард Батлер, Аарон Экхарт, Морган Фриман, Эшли Джадд, Мелисса Лео
Антуан Фукуа известен, кроме всего прочего, тем, что может поставить вполне вменяемый экшн, если к этому есть предпосылки со стороны адекватного сценария. Однако в случае с «Olympus Has Fallen» о подобной роскоши стоит забыть. Множество талантливых актеров в очередной раз объединились для того, чтобы исполнить свои скромные партии в цирке, где терроризм, не имеющий национальности, но имеющий азиатскую внешность и северо-корейское происхождение, норовит подорвать сложившиеся устои американкой демократии.
Умилительный патриотический саундтрек — вещь, с которой смириться, оказывается, так же непросто, как с зубной болью — настигает нас ещё с начальных титров и периодически напоминает о себе, поддерживая необходимый градус пафоса на протяжении всех двух часов фильма. Джерард Батлер играет Майка, сотрудника президентской охраны, которому выпадает второй шанс проявить себя, чтобы наконец-то более не чувствовать себя виноватым за смерть первой леди ввиду несчастного случая. Эшли Джадд в роли супруги президента отрабатывает свои пять минут экранного времени, хотя такой актрисе стоило бы уделить внимания и побольше. Спустя 18 месяцев, в один прекрасный день, «самое защищённое здание на планете» оказывается под атакой, президент (Аарон Экхарт) со свитой взят в заложники, и герою Батлера, которого, как и его коллегу в исполнении Уиллиса, ноги сами собой несут в самую гущу событий, придётся собственноручно разруливать всю ситуацию.
Фильм, действительно, имеет разительное сходство с «Крепким орешком», причём с самым первым, а некоторые моменты так и вообще нагло списаны с него один в один. К примеру, эпизод, когда главный герой в тылу врага встречает предателя, но не знает, что тот предатель — а зритель знает это, и сильно переживает за героя. Ну или манера Майка общаться с начальством, и его стратегическая подкованность, которую так пытается продемонстрировать сценарий. Однако это будет несколько позже — а пока в первом акте сценарий всячески демонстрирует на что же был потрачен не такою уж и маленький бюджет: методично разрушая вашингтонские достопримечательности, организуя массивные взрывы и феерические перестрелки. Появление угрозы здесь происходит столь же внезапно, как и высадка коммунистических парашютистов в «Красном рассвете», и о какой-либо серьезности можно забыть. Но фильм все же из кожи вон лезет, цинично эксплуатируя страхи доверчивых по природе своей американских граждан, многие из которых всерьез верят, что такая угроза реальна и «самое защищенное здание на планете» можно захватить за каких-то полчаса.
Высококвалифицированные сотрудники спецслужб для пущего драматизма ведут себя как подсадное пушечное мясо, пока, в конце концов, наш герой не остаётся последней надеждой оперативно сформированного штаба, командование которым принимает на себя спикер конгресса (Морган Фриман). Далее идёт не отличающееся особой изобретательностью блуждание по коридорам Белого дома и долгие совещания высокопоставленных лиц, которые прерываются появлением на гигантском мониторе того самого главного врага, проникновение которого в Белый дом является ещё одним, не иначе, как фантастическим элементом. Принимая во внимание общую концепцию, ни о каком реализме или достоверности думать не приходится, но все-таки желание фильма изо всех сил казаться серьезным просто обескураживает.
Положение могли бы спасти более проработанные образы героев — но все здесь, опять же, схематично и стандартизировано. Джерард Батлер в хорошей физической форме, но по части харизмы сценарий не дает ему поля для деятельности. Мы знаем о его женщине, которая работает в больнице и волнуется за него (Рада Митчелл), но она появляется лишь в паре эпизодов, и их с Майком диалоги здесь выглядят прикрученными к сюжету для галочки, и особых эмоций не вызывают. Аарон Экхарт воплотил в себе образ президента, в той же степени мужественного, сколько и твердолобого. Его герой всю дорогу возмущенно сопротивляется и сильно переживает за своих коллег — вроде бы адекватная реакция кажется в свете сценария до боли искусственной и наигранной. А еще ведь есть Анджела Бассетт и Морган Фриман, чьи реплики, к сожалению, можно было бы приписать к десяткам подобных фильмов. Сюжет время от времени выдает дежурные шутки, большинство из которых мы также уже где-то слышали. Но создатели при этом не забывают и о том, чтобы продемонстрировать жестокость захватчиков — ключевым моментом здесь является совершенно неоправданно (для фильма подобного уровня) жесткая сцена с героиней Мелиссы Лео.
Более всего поражает абсурдое рвение создателей нагнать на зрителя страх, изрешетив флаг и разрушив несколько памятников архитектуры, включая Вашингтонский Монумент, а в итоге с такой же легкостью всех успокоить — дескать, не волнуйтесь, граждане, у нас великая страна с великими героями. Причем, уверенность в счастливом исходе ситуации не покидает ни на секунду, так что даже сцена с вертолетом в финале не способна хоть сколько-нибудь ее пошатнуть. Экшн, возможно, и впечатляет в первой половине, но только лишь из-за специфики места действия, ну а в остальном перед нами коллекция классических штампов, приторно-слащавых инъекций патриотизма и блеклых шуток двадцатилетней давности.
Василий Марин