ПАДЕНИЕ АНГЕЛА (ANGEL HAS FALLEN)
2019, США, 114 мин.
Жанр: боевик, триллер
Режиссёр: Рик Роман Во
В ролях: Джерард Батлер, Фредерик Шмидт, Дэнни Хьюстон, Рокки Уильямс, Пайпер Перабо, Гарри Дитсон, Линда Джон-Пьер
«Падение ангела» – уже третья возможность для Джерарда Батлера перевоплотиться в агента секретной службы Майка Бэннинга. Каждый раз Бэннинг спасает президента США от международного заговора с не выражающим эмоций лицом, и, судя по всему, решает продолжить традицию. Президент сам, так сказать, «почернел» (вместо красавца Аарона Экхарта из «Олимпа» и «Лондона» экранные американцы избрали президентом мудрого Моргана Фримана), и легко видеть задумку – обнадёживающее зрелище для американцев уже реальных, в котором Барак Обама всё ещё президент. Так или иначе, Бэннинг снова возвращается, чтобы спасти главу государства, да надрать зад супостату, только в этот раз не самый хитрый боевик пытается сыграть на актуальности: от дронов и русских шпионов до фэйк-ньюс и обитателей Овального кабинета.
Главная предпосылка, двигающая экшн, заключается в том, что Бэннинга подставили. Теперь он – главный подозреваемый в покушении на президента. Бывшему секретному агенту приходится скрываться на просторах США, в том числе и в убежище у отца – сумасшедшего ветерана Вьетнама.
«Падение ангела» чувствует себя так, словно собран из клише боевых сцен. Во многом «Падение» напоминает сериал «24 часа», и часто пытается повторять приключения бравого Кифера Сазерленда, но, опять же, из-за определённых политических обстоятельств, постановщик Рик Роман Во немного переборщил в плане нелепости. Отсутствие реального доверия к экшну и непринятие законов ньютоновской физики не являются сюрпризами, а скорее добавляют зрелищности. Однако в то время как всё новые части «Форсажа» делают подобное с улыбкой, «Падение ангела» убийственно серьёзен. Изменение тона фильма в сторону большей легкомысленности пошло бы ему на пользу, но тут у нас серьёзная политическая драма (так ведь?), поэтому даже сцена после титров не может разбавить унылый боевик.
Возможно, признавая, что взрывов и выстрелов, крутой музыки и сцен погонь недостаточно, сценаристы добавили ряд нерешительных социальных комментариев. Действительно, если фильм о президентстве, почему бы не вставить пару слов? «Падение ангела» пытается что-то сказать о трудностях, с которыми сталкиваются солдаты при адаптации к мирной жизни, о безразличном характере военной машины (не говоря уже о пресловутых «злых русских» – вновь набирающему популярность тренду голливудского кино), а также о анти-трамповской политике, однако, кажется, всё вместе это скорее превращает боевик в небольшую непреднамеренную комедию. Иными словами, серия «Падения» «перепрыгнула акулу»: первый фильм был глупым, но напряжённым; второй – большим творческим скачком вниз; ну а третий представляет собой то, что бывает, когда все актёры снимаются исключительно ради зарплаты.
Джерард Батлер, несмотря на свой откровенно нелогичный выбор проектов, в последнее время показал, что он хороший актёр. «Падение ангела» – очередной проходной фильм для него; в сценарии его герой представлен односложным гранитным героем боевика. Все его подвиги настолько рутинны, что попахивают унижением. Время от времени Батлер хитро щурится, особенно в сценах, где он представлен в образе несправедливо преследуемого ренегата, но в целом «Падение» относится скорее к плохим записям в фильмографии актёра. Джада Пинкетт Смит нужна в фильме исключительно для придания серьёзности, Морган Фриман половину хронометража проводит в коме, а злодеев в касте узнать не составляет труда.
Третья запись в серии «Падения» мрачна, затянута и в основном повторяет все сюжетные точки двух предыдущих фильмов. В триквеле градус нелепости чуть повышен и, словно обретая своё самоосознание, серия окончательно скатилась в Батлера, выкашивающего орды безликих вооруженных парней. Конечно, как и в большинстве фильмов о храбром агенте, «слишком старом для всего этого дерьма», за злодеяниями стоят больно картонные злодеи, даже победа над которыми не рушит весь раздутый американский пафос: Боже, храни Америку!
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 22 августа