ПАДЕНИЕ ЛОНДОНА (LONDON HAS FALLEN)
2016, США-Великобритания-Болгария, 100 мин.
Жанр: боевик, триллер
Режиссер: Бабак Наджафи
В ролях: Джерард Батлер, Аарон Экхарт, Морган Фриман, Алон Абутбул, Валид Зуэйтер
Хорошо, когда твой начальник очень открытый и приятный человек – такой, например, как этот американский Президент. Всем улыбается, всем доволен, переживает за каждого встречного-поперечного, бегает по утрам и вообще насквозь положительная персона. Даже в Овальном кабинете у него атмосфера домашнего уюта – заходят какие-то люди, шутят про рыбалку и про пенсию, не кабинет, а проходной двор какой-то – но это потому, что американский Президент персона еще и очень открытая, на западный манер. И телохранитель у него - парень что надо, в прошлый раз, когда северокорейская мафия покушалась на Белый Дом, лично спас американскому Президенту жизнь, человек проверенный, верный муж и будущий отец – шесть камер видеонаблюдения в детскую комнату еще не предел, но сами понимаете – работа такая.
Иранец по происхождению, режиссер Бабак Наджафи мелочиться явно не любит - если уж играть, так по крупному, взрывать - так все, что плохо лежало или красиво стояло в кадре, стрелять – так уж чтоб во всех подряд – и в наших, и в чужих, а еще лучше, когда никому не понятно, кто свой, а кто чужой. В общем, полный беспредел на экране, приправленный довольно внушительным актерским составом, красочными взрывами, хаотичной стрельбой, автомобильными погонями и величественными красотами Лондона, который, как понятно из названия фильма, долго не простоит благодаря невероятному коварству бородатых террористов из какой-то неведомой страны на Востоке (режиссер выбрал Йемен – ну что ж, пусть в этот раз отдувается он). Завязка здесь проста – при невыясненных обстоятельствах в Великобритании умирает премьер-министр, посему главы мировых держав приглашены на похороны. Где-то за кадром рвут на себе редкие волосы все сотрудники служб охраны, ломая голову, как бы организовать приезд своего главы государства и не наступить на ногу соседней службе охраны (президент России, впрочем, оказался самым предусмотрительным из всех и не поехал вообще). Секретная служба США тоже протестует и говорит, что ехать опасно, но мистер Президент, разумеется, считает, что раз все поедут, то и ему надо. Поэтому вместе с ним в опасное путешествие летит его главный телохранитель Майк Бэннинг, не успевший положить на стол боссу заявление об отставке. Ладно, первым делом самолеты, отдохнем как-нибудь потом. Сами понимаете, что неподписанное вовремя заявление порой может очень кардинально повлиять на ход дальнейшей истории.
В свое время режиссер Роланд Эммерих с не меньшим упоением громил Америку в своем «Дне независимости», Спилберг не отставал в этой войне миров, в «Монстро» Ривза рушилась в мелкую крошку безголовая статуя Свободы, и во всем этом разрушении была завораживающая противоречивая красота, сочащаяся сквозь кадр – любые запретные фантазии из серии «а что будет, если взорвать Биг-Бен?» можно реализовать на экране безо всяких культурологических или этических последствий. Заветная мечта любого мальчишки, эдакая компьютерная игра, где за каждым углом главного героя поджидает невероятное количество злодеев с кривыми носами, несметное количество штампов, которые могли бы вызывать зубной скрежет, но вызывают улыбку – почему бы, в конце концов, и нет? Режиссер Наджафи руководствуется тем же самым чувством, поэтому вряд ли кого-то удивит, что в Лондоне прямо перед началом похорон уже скончавшегося премьер-министра Великобритании начнут умирать и все остальные главы государств. Вне зависимости от их месторасположения – даже застрявший в пробке на мосту Челси премьер-министр Японии тоже не уйдет от своей участи – мост будет бессердечно взорван и рухнет в негодующую по этому поводу Темзу. Каждого найдет своя бомба – а их в этом фильме за каждым углом по десять штук. Охрана, полиция, даже скорая помощь – все внезапно оказываются загримированными террористами, выхватывающими из-под полы автоматы, поди узнай, где тут кто. Майк Бэннинг, разумеется, спасает Президента в очередной раз – и вот герои куда-то бегут, теряют по пути спутников (то одному голову снесло, то второго расстреляли), в это время уже в очередной раз седеющий за свою страну вице-президент Соединенных Штатов с уставшим лицом Моргана Фримена потерянно смотрит на большой экран, гадая, куда же мог пропасть с радаров первый человек государства. Ну, ничего, с ним же тот самый телохранитель! – скажет кто-то, и все выдохнут – ну, слава Богу, как же мы без него!
И в самом деле, кажется, что без него никак – в этом эпицентре ультранасилия, огня и дыма, стрельбы и очевидных предателей, нехорошо прикидывающихся хорошими, Президенту очевидно не выжить – но рядом бодро щурит глаз стальной телохранитель, значит шансы есть. Однако это кино и не делает вид, что оно всерьез про то, что американская разведка опять всех спасла, у Президента самая широкая улыбка, а настоящие американцы никогда не сдаются. В одной из драк телохранитель Президента убивает плохого парня, разговаривая по телефону с братом этого парня, комментируя тому в трубку: «так звучит голос твоей смерти». После заключительного обмена репликами («Я найду тебя и отомщу!», «Нет, это я найду тебя и отомщу!»), напуганный излишней жестокостью Президент потерянно спрашивает у телохранителя: «Это было обязательно?» и услышит отрицательный ответ. И в этом простом «Нет» кроется очевидная истина – все это совершенно не обязательно. Но что говорить – впечатляет.
Вера Котенко
В кинотеатрах с 17 марта