ЛЮБОВЬ ПО-ЯПОНСКИ
ИМПЕРИЯ ЧУВСТВ (AI NO KORIDA)
1976, Япония, 105 мин.
Жанр: драма, мелодрама, история
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Тацуя Фудзи, Эйко Мацуда, Аои Накодзима, Ясуко Мацуй
Сколько нам уже было показано историй любви? Великое множество, но пожалуй, никто не смог показать любовь так, как это сделал Нагиса Осима, сняв свою «Корриду любви». И дело даже не в том, что не подготовленный зритель может быть шокирован тем, что он здесь увидит. Все дело в сложнейшей сюжетной фабуле, некоторыми принятая за желание Осимы стать намеренным диссидентом. Причем мысли автора не кажутся надуманными, потому как все это действительно имело место быть в Японии 30-ых годов.
Речь идет о том, что проникнутся этим произведением стоит больших усилий. Отбросив все не нужные моральные предрассудки (в наше время это не особо сложно), не заострять внимание на эпизодах, которые вне всякого сомнения могут вызвать отвращение, попытаться не абстрагироваться от то и дело всплывающего в голове определения "возмутительной порнографии". Сюжет рассказывает нам безумную историю любви, между хозяином публичного дома и его новой проституткой. Все больше погружаясь в страсть, парочка начинает терять связь с внешним миром, все больше погружаясь в свой, новый мир, целиком построенный на сексе, максимальном погружении друг в друга, неком стремлении к абсолюту . Кажется, что все это и вправду можно было не так растягивать, однако это лишь первое впечатление. Ведь постановщик умудрился полностью лишить свою картину чего-либо лишнего или не нужного. Каждый кадр только дополняет мощнейшую художественную составляющую, задирая эмоциональную планку так высоко, как это только возможно. Стоит позабыть о стандартной концепции типичной мелодрамы, так как Осима демонстрирует нам совершенно иной стиль подачи материала.
Очень тяжело разбираться в хитросплетениях сюжета, в котором завуалированы размышления на такие темы, как жертвоприношение во имя любви. Или на что готов пойти любимый человек ради своей половинки? Вечное доминирование мужчины над женщиной внезапно переворачивается с ног на голову, во время процесса постигнуть то, что за гранью понимания большинства людей. Попытка воссоединится, стать единым целым, здесь терпит неудачу, поэтому по началу кажущиеся безумством заигрывания со смертью, ближе к финалу смотрятся совершенно нормальным, закономерным явлением. По крайней мере, в данном контексте. В конце концов, герои переходят все грани в поисках еще большего наслаждения друг другом. И дело даже не в половом акте в тот момент, когда один партнер скажем, душил другого. Просто в один прекрасный момент Сада и Кити перестали работать, пить, есть, по неволе противопоставив себя обществу, отвергающему от себя все, что выходит за рамки привычного ими образа жизни. основное действие вообще происходило в комнате, насквозь пропитанной запахом людей, не выходивших оттуда немалое время и посвятивших все свободные мгновения изучению новых форм для получения удовольствия. Их жизнь с заботами, мужьями и женами перестала вдруг иметь какое-либо значение.
Можно лишь восхищаться работой актеров, занятых в фильме. Тацуя Фудзи и Эйко Мацуда всецело отдались свои ролям. Каждый жест, каждый взгляд показывает нам даже не игру, а нечто большое, чему будет очень трудно подобрать слова. Сама съемка порнографического содержания говорит о многом, но тем ни менее демонстрация этих процессов была необходима для окончательного выхода за рамки. Хотя нельзя отрицать того факта, что большинство зрителей просто не приемлет, скажем, финальную сцену, или эпизод с оральным сексом. Особенно на фоне медитативной, филигранно-выверенной атмосферы, которой нужно просто подчиниться. Чувственный, окунающий в себя саундтрек только еще больше дополняет этот шедевр японского кинематографа. А порой шокирующие, резкие вставки заставляют сконцентрироваться на чувствах главных героев до самого конца, пусть это и безумно сложно. И одновременно просто.
Александр Гофман