Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Судная ночь (The Purge), 2013
Автор: Василий МаринДата: 10.06.2013 10:42
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

СУДНАЯ НОЧЬ (THE PURGE)
2013,США-Франция, 85 мин.
Жанр: фантастический триллер с заманчивым концептом
Режиссер: Джеймс ДеМонако
В ролях: Итан Хоук, Лина Хиди, Аделаида Кэйн, Макс Буркхолдер, Эдвин Ходж



Продюсерская компания Джейсона Блума продолжает заниматься потенциально успешными хоррор-проектами, пытающимися использовать уже опробованные наработки; поскольку соблазн повторить успех «Астрала» и «Синистера» кажется вполне обоснованным. Не так давно в прокате можно было увидеть «Мрачные небеса», которые являлись облегчённой модификацией первого - а теперь настал черёд вернуться на экран Итану Хоуку; правда здесь речь идёт совсем не о хорроре - «The Purge» таковым назвать язык не повернётся. Это довольно стандартный триллер в стилистике «захвата частного жилища», коих в жанре присутствует предостаточно. Правда, у фильма есть фишка в виде каких-то слабых намёков на социальную сатиру, которая здесь существует лишь номинально, и вряд ли способна показать ту глубину, на которую претендует смелая идея.

Фильм, начинающийся с кадров как бы документальной хроники убийств и разбойных нападений, рисует нам Америку ближайшего будущего (2022 год), в которой практически отсутствует преступность, безработица и, в общем, американская мечта уже давно стала явью. А всё благодаря тому, что когда страна находилась в очередном глубоком кризисе, был принят «спасительный» закон, легализующий на одну ночь в году все преступления, включая убийства. Причём в эти двенадцать часов экстренные службы вроде пожарных и скорой помощи прекращают свою работу, чтобы не мешать «очистке общества». У политиков определённого ранга, правда, есть иммунитет - их трогать нельзя. Не совсем понятно, правда, почему такие радикальные методы вдруг свели количество совершаемых преступлений в стране к минимуму. Куда делась организованная преступность, торговля наркотиками, к примеру? Или вот банды, промышляющие грабежом - они теперь все что, целый год ждут одной ночи, чтобы всё было «легально»? Хотя, учитывая жанр, придираться к подобным моментам желания нет - давайте просто примем правила игры и представим, что это каким-то образом сработало. Тем более, что в фильме иногда проскальзывают вполне резонные суждения на тему того, что «ночь чистки» способствует снижению численности бедных, которые являются ненужным балластом для экономики. Богатенькие детки развлекаются, отстреливая бездомных.

Как раз с такими персонажами и предстоит столкнуться семье Джеймса (Итан Хоук), в одну из ночей, о событиях которой пойдёт речь в фильме. Но пока у Джеймса всё под контролем - он возвращается с работы, готовясь провести опасные двенадцать часов в тишине и спокойствии у себя дома, оборудованном надёжной системой безопасности. Джеймс знает о том, что она надёжная, поскольку сам продаёт эти системы - и он успел уже сделать неплохую карьеру в этом деле - даже некоторые соседи завидуют. В первой части фильма создатели пытаются нам подробнее рассказать о своей концепции «ночи чистки» и выстроить её как можно логичнее - получается весьма информативно, однако, из-за этого в сюжете присутствуют довольно банальные диалоги, когда отец вынужден объяснять сыну, что «ночь дала нам новую надежду» и всё такое прочее. Что касается сына - с самого начала становится понятно, зачем в сюжете этот персонаж, и почему сценарий рисует его настолько тупым, что в какие-то моменты фильма, Вы, возможно, сами бы захотели пристрелить малолетнего идиота с его иррациональными пацифистскими наклонностями. Особенно поражает неуклюжая попытка сценария оправдать этого героя в финале - можно подумать, мы забыли, кто в начале отключил систему безопасности и совершил первую непростительную ошибку, далеко не последнюю. Малец впустил в дом непонятного чернокожего мужчину, подвергнув всю свою семью опасности - если бы он этого не сделал - снимать фильм, уже, наверное, было бы не о чем. И вот таким вот образом «утопический» концепт, достойный Стивена Кинга с его «Бегущим человеком» и «Большой прогулкой» довольно быстро начал сменяться стандартизированным триллером, в котором глупость героев и отсутствие логики в их поступках является основополагающим сюжетным механизмом.

Однако, в картине есть несколько довольно лихих моментов, не отметить которые нельзя. Очень крутая, хоть и предсказуемая завязка, когда в доме появляется незнакомец и за кратчайшее время «происходит всё и сразу». Здесь фильм резко «берёт за горло»; и кажется, что вот-вот всё выйдет на приемлемый уровень - но, к сожалению, этого не происходит. Глупость никуда не уходит - герои продолжают её культивировать. Причём, появляются и новые - как раз та молодёжь в масках, которые красуются на постере. И фильм постепенно деградирует всё больше. Маски вдруг заявляют - «Выдайте нам беглеца - иначе мы вернемся уже с техникой, способной проникнуть в дом!». После такого заявления я ожидал, как минимум, появление гигантских бульдозеров или даже танков - но та «техника» которая в итоге приехала вызвала лёгкое недоумение; как в прочем и хвалёная эксклюзивная «охранная система» Джеймса, непонятно, на какую нагрузку рассчитанная. Так что следующих лихих моментов придётся ждать уже ближе к концу - когда сценарий вдоволь наиграется с глупостью героев, неспешно путешествующих по тёмному дому, и в конце концов разродится бодрым слэшером в динамичном финальном акте.

Но бодрого финала здесь, увы, оказывается недостаточно. Фильм не способен держать напряжение, так же как и не способен обеспечить необходимый для замкнутого пространства уровень психологизма. Есть лишь его обрывки в некоторых сценах - но в целом, из-за проблем с логикой, они не производят должного эффекта. Так что даже как средний жанровый триллер «The Purge» является весьма посредственным зрелищем - чего уж там говорить о том, что вялые попытки создателей манипулировать социальным подтекстом так и остаются лишь попытками.

Василий Марин
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 594 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio