1812: УЛАНСКАЯ БАЛЛАДА
2012, Россия, 98 мин.
Жанр: приключения
Режиссер: Олег Фесенко
В ролях: Сергей Безруков, Антон Соколов, Анна Чиповская, Анатолий Белый, Станислав Дужников, Валерий Николаев
Я всегда любил отечественное кино на историческую или околоисторическую тематику, но вчера после 10 минут просмотра я понял, что иногда стоит доверять рейтингам кинокритиков. Бред начался, как грубо говориться, с самого начала. Наполеона охраняют не отборные гвардейцы, а лузеры, падающие от одного взмаха сабли. Причем охраняют, видимо, только от случая к случаю, ибо в поместье, где остановился император Франции, как мы видим на экране, имеется почти свободный доступ — попрятался по углам, пару раз сделал короткую перебежку, три раза пригнулся, прыгнул и вот ты уже в апартаментах его величества.
Но когда состоялось знакомство главной четверки героев, в памяти невольно всплыла сцена в кабинете у капитана мушкетеров де Тревиля. И дальше понеслось. В отвратительной манере подражательства перед нами предстали сборы мушкетеров — уланов за подвесками королевы, простите — за короной Российской империи (тоже мне — Неуловимы мстители нашлись!), бой в трактире «Красная голубятня» с подачей вина за здоровье кардинала, неуловимая леди Винтер в перевоплощении господина де Витта, несчастная Констанция, Портос — как и положено — справный, отлично владеющий дубиной (в фильме — пушечным стволом) и окороком. Добила, конечно, фраза — «Я задержу их!». Для пущего сходства пригласили Бориса Клюева (бывший Рошфор) и Ольгу Кабо (бывшая герцогиня де Шеврез). Спрашивается — вот для чего этот плагиат? Складывается впечатление, что Уланская баллада посвящена не Отечественной войне 1812г, а воспоминаниям режиссера о детских впечатлениях от просмотра Юнгвальд-Хилькевича экранизировавшего бессмертного произведение Дюма.
Сценарий откровенно ничтожен. Все герои — картонные персонажи, умеющие только картинно махать саблей, убивая специально подставляющихся под удар французских пешек. Диалоги очень слабы, с глупым пафосом, абсолютно не отражающим атмосферу того времени. Вообще при просмотре вспоминаются псевдоисторические голливудские фильмы 50-60 гг (нет, не Спартак и не Клеопатра) и подражающие им итальянские и французские. Вот там пафос льет через край, один герой повергает в прах целые армии и города, спасая возлюбленную, при этом тексты, произносимые актером на уровне — «Вперед! Мы победим!», «Клянусь, вы не получите ее, только через мой труп!» и все в этом духе. Ну, в Гусарской, простите, Уланской балладе хоть стихи Дениса Давыдова есть в патетическом исполнении Сергея Безрукова.
Сцена Бородиской битвы тоже не ахти. Понятно, что невозможно показать ее всю или хотя бы важные моменты, но здесь мы видим жидкую и судьбоносную, для легендарной битвы, атаку улан, большинство из которых почему-то без полагающихся пик. Видимо намек на знаменитый рейд атамана Платова с казаками. В фильме хороши только костюмы и дворцы, в которых проходили съемки. Актерам играть было абсолютно нечего, поэтому звездный состав, по-моему, вызывает лишь недоумение. Но работа есть работа — кушать все хотят. Из всех сцен боев запомнились лишь схватка в трактире на огромной люстре и на воздушном шаре (видимо намек на Мушкетеров Пола Андерсона). Они выделяются из общей массы махалова своей оригинальностью. В целом фильм вызывает недоумение, а отнюдь не легкость, присущую приключенческому жанру. Места ми просто берет смех, но не от юмора на экране, а от тупости. Атмосферы 1812г нет. Ибо, атмосфера погружения в прошлые эпохи создается не костюмерами и декораторами, а сценаристами и режиссером. Надо было Олегу Фисенко больше и подробнее смотреть «Войну и мир» Бондарчука, а не «Трех мушкетеров». Да, и в заключении нельзя не отметить, то, что подмечено уже всеми — пистолеты у русских улан в 1812г не требуют перезарядки. Да, и самое главное! В фильме о героическом 1812г годе нагло очернили память одного из ее героев знаменитого русского разведчика генерала от кавалерии -Ивана Осиповича Витта, награжденного за свою службу первейшими орденами Российской империи, а в здесь превращенного в предателя-антигероя.
Сергей Вишняков