МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО (MUCH ADO ABOUT NOTHING)
2012, США, 147 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Джосс Уидон
В ролях: Эми Экер, Алексис Денисоф, Нэйтан Филлион, Шон Маэр
Для начала литературный вопрос: какой автор в своих произведениях, действие в которых происходило в далекую и сказочную для нас эпоху, сочетал драму с комедией, всевозможные интриги и предательства разбавлял сочными и едкими диалогами, придумывал не один десяток персонажей, а затем с лёгкостью и завидной долей хладнокровия мог лишить жизни едва ли не половину из них (причём отнюдь не второстепенных), применяя самый разнообразный арсенал подручных средств - кинжал, яд, платок? Нет-нет, речь идёт вовсе не о Дж.Р.Р. Мартине, и до него главные герои не всегда доживали до финала. Придумал такое еще несколько веков назад Уильям-наше-все-Шекспир. Наше-все - это для режиссеров, как театральных, так и киношных, а потому ни один год не обходится без выхода очередной экранизации того или иного бессмертного творения великого британца. Причём всевозможных версий его комедий и драм стало настолько много, что весть о том, что на экран перенесется ещё одна пьеса Шекспира у большинства не вызывает ровным счётом никаких эмоций. Ну снимут очередную костюмированную конфетку про "быть или не быть", про "молилась ли ты на ночь" и "нет повести печальнее на свете", ну посмотрит ее горстка шекспироведов, англофилов и школьников. И всё.
Эталонных экранизаций существует немало; либо надо превзойти их, либо чем-то реально удивить. И хотя Джосс Уидон решил не делать ни того, ни другого, у него получилось всё равно нечто по меньшей мере оригинальное и, что в данном случае действительно важно, интересное современному зрителю. Ведь именно для него, для среднестатистического посетителя кинозала и покупателя диска с фильмом картина и создавалась, а отнюдь не для историка-искусствоведа и не для нерадивого студента филфака, которому лень полистать библиотечный томик.
Пожалуй, именно фамилия режиссёра для многих станет решающим фактором при выборе "смотреть или не смотреть". Джосс Уидон, удивительный человек подаривший нам незабываемые приключения дружной команды "Светлячка", охотницу на вампиров "Баффи" и ее экс-бойфренда "Ангела", мега- успешных "Мстителей" и "Тора" и самый оригинальный и нескучный мюзикл "Музыкальный блог Доктора Ужасного", как оказалось Шекспира любил всегда, а потому принялся за экранизацию не самой популярной (во всяком случае у нас) шекспировской пьесы, с присущей ему лёгкостью, чувством юмора и тактом одновременно. Взяться за классика Уидон хотел уже давно и как только появилось свободное время он собрал команду из актёров, с которыми уже успел поработать ранее, довёл до их сведения, что материально они от проекта не получат ровным счётом ничего, но зато всё пройдёт быстро и весело. Так и получилось.
Снимали ленту всего 12 дней, причём в качестве площадки использовался дом самого режиссёра, что придавало происходящему оттенок весёлой затяжной семейной вечеринки. С содержанием Уидон-сценарист обошелся крайне бережно, а вот над формой поработал на славу. В первую очередь он перенес действие в наши дни (прием далеко не новый), что пошло данной ленте только на пользу. Зрителю проще сопереживать современникам, их поступки и слова кажутся понятнее и ближе, несмотря на то, что говорят герои фильма по-прежнему строчками из старой пьесы.
Во-вторых, он сделал изображение черно-белым, словно пытаясь сказать этим, что здесь главное - слова. Пьеса "Много шума из ничего" и правда может похвастаться шикарными диалогами, колкими и едкими репликами персонажей - это тот случай, когда краткое содержание передать просто невозможно, все равно получится слишком длинно, к тому же исчезнет непередаваемое очарование слов и диалогов, на которых всё и держится. Достаточно сказать, что здесь все в духе Шекспира - две влюбленные пары, одни милые голубки, счастью которых будут мешать, вторые ироничные насмешники, которые никак не хотят признаться, что любят друг друга; коварный злодей, который будет мстить и мстя его будет жестока, и масса второстепенных персонажей. И - СПОЙЛЕР! - все останутся живы!
Помимо того, что черно-белая картинка сама по себе смотрится довольно необычно, стоит похвалить и удачные ракурсы и кадры - их в фильме немало. Благодаря этому нет ощущения театральности, перед зрителем реальная история с живыми людьми. Хочется отметить отдельные эпизоды, сцены и даже просто детали. Каждому запомнится что-то своё: несчастный влюблённый в бассейне в маске и трубке для ныряния с бокалом горячительного напитка; то и дело мелькающая девушка-фотограф с короткой стрижкой и большим фотоаппаратом Canon, проход героев со свечками. Эти сцены бесполезно искать у Шекспира, но кто знает, если бы он жил в наши дни, все это вполне могло оказаться в его пьесе.
Также стоит похвалить и блестящий юмор. Бесспорно, в большей степени это заслуга автора пьесы, но ряд запоминающихся деталей позволяет предположить, что и Уидон постарался как следует. Здесь присутствует и элементы низкой комедии, основанной на падениях и подслушивании, порой персонажи ведут себя отчасти глупо, но тут же тонкая едва уловимая деталь или случайно брошенная ироничная фраза всё уравновешивает. Подобная откровенно комедийная роль досталась любимцу Уидона Нэйтану Филлиону, роль, кстати, совершенно небольшая, несмотря на то, что имя его в списке участников действия обозначается в самом начале.
Если убрать интригу, выведенную на первый план, то в фильме мы наблюдаем ещё несколько весьма современных тем. Например, идея феменизма. Или точнее поиска настоящего мужчины, за которого действительно умной женщине захочется пойти замуж. Интересен тот факт, что одного из персонажей, приспешника главного злодея неожиданно делают девушкой, но оставляют мужское имя Конрад. Как итог, злодей получает дополнительную сцену со страстными поцелуями. К слову, самого меланхолично-апатичного злодея играет Шон Маэр (доктор Саймон Тэм в "Светлячке" того же Уидона) и в миру он открытый гей, так что зачем мальчика меняли на весьма мальчикоподобную девочку остаётся загадкой... Впрочем, я не жалуюсь, иначе сцена с целованием-обниманием выглядела бы куда менее привлекательной для консервативно настроенного зрителя.
Помимо того, что Уидон приложил руку к сценарию, он является и одним из продюсеров ленты, и работал над ее монтажем, а также значится в ней как композитор. Так что картину можно назвать стопроцентной авторской работой и занести в актив режиссёра. Свою мечту он исполнил, к классике руку приложил, но вряд ли на ней заработает, впрочем, судя по всему, особых иллюзий на этот счёт он и не питал. Некоторые фильмы снимают не ради прибыли, а ради удовольствия, как собственного, так и, при удачном стечении обстоятельств, зрительского. Это как раз тот случай.
Если охарактеризовать картину несколькими словами, то это современная малобюджетная камерная стильная трактовка пыльной классики. Не для широкой аудитории, хотя и не артхаус. Найдёт ли своего зрителя - надеюсь, да. Когда-нибудь.
Алина Ермолаева