ДАЛЛАССКИЙ КЛУБ ПОКУПАТЕЛЕЙ (DALLAS BUYERS CLUB)
2013, США, 118 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссер: Жан-Марк Валле
В ролях: Мэттью МакКонахи, Джаред Лето, Дженнифер Гарнер, Дэнис О’Хэйр
Рон Вудруф, типичный местный житель Техаса, щеголяющий ковбойскими сапогами и трахающий все, что движется, целенаправленно прожигал жизнь в свободное от подработкой электриком время; до момента, пока его анализ не оказался ВИЧ-положительным. «Я, по-твоему, долбанный педик?!» — проорет Рон. «У вас есть один месяц, чтобы привести свои дела в порядок», — бесстрастно парирует доктор. И не подозревающий, что этот еле стоящий на ногах, изможденный дохляк станет поводом для его головной боли в ближайшие годы.
Браться в наше время за материал о гомофобе, который в один момент понимает, что геи могут быть человечнее натуралов — это, по крайней мере, достойно уважения. Вести подобные сюжеты по правильному курсу режиссеры начали со времен вызвавшей резонанс «Филадельфии», а современные американские байпики все чаще, рассказывают неинтересные истории об интересных людях. И сперва не тянущий на исключение Жан Марк-Валле, сшивающий факты методами где-то между вышеперечисленными, старается не сюсюкаться со зрителем, минуя при этом монотонность иных нарочито эпатированных опусов. И пусть речь главного героя состоит в основном из мата, а откровенность отдельных фактов из его жизни, зашкаливает даже по меркам Санденского независимого кино, сценаристы пляшут не от этого, акцентируя внимание на вещах поинтереснее.
Есть тычки и пинки американской медико-корпоративной системе на фоне очеловечивания стереотипного портрета ковбоя с американских прерий, душещипательная мораль, поданная на редкость не душещипательно. Дженнифер Гарнет с пожизненной маской беспокойства на лице, кажущейся чуть более задорной, Джаред Лето с мастерски нанесенным макияжем и голосом, как у всамделишного кастрата (было в нем всегда что-то женственное), выдающий несколько моментов, под разным углом вызывающие то смех, то слезы. Заезженные метафоры, типа заблудших мотыльков, летящих к своему спасению, поданные так обезоруживающе, что их здесь никто не стесняется. Это ладно.
Все это особого значения не имеет, если не упомянуть о МакКонахи, которого почему-то очень долгое время держали за идиота, место которому в ромкомах — при том, что он был хорош и у Линклейтера в девяностых, и в нулевые в «Пороке», окончательно раскрывшись много позже у Фридкина да у Фурмана. Сейчас поднимая стандартную драму о человеке, оголтело скалящегося смерти, на несколько иной уровень. Эксперименты с собственным телом, как у Бэйла, харизма, как у Пола Ньюмана 60-х. Если уж на то пошло, «Далласский клуб покупателей», как и все хорошие фильмы о бунтарях, в лучшие моменты сводит патетичность к минимуму. А вызов брошен не столько обществу, сколько самому себе, страху не выдержать на родео положенных восьми секунд, когда все ставки — против тебя, а земля вот-вот уйдет из под ног; и именно благодаря правильному позиционированию, финал воспринимается не закономерным поражением, а впечатляющей победой.
Александр Гофман