Двигатели ревут, покореженные куски металла, совсем недавно бывшие шикарными автомобилями, скрипят и скрежещут, нарушены уже все возможные ПДД, но никто и не думает останавливаться. В последней части нашего рассказа, на финишной прямой сошлись лучшие из лучших.
ТОП ЛУЧШИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОГОНЬ
ЧАСТЬ 4 ИЗ 4
Первым делом проясним, что мы подразумеваем под автомобильной погоней. Итак, погоня – это преследование некоего объекта. Целью погони является попытка догнать и остановить объект. Но остановка объекта не является самоцелью, обычно сверхзадача преследователя – как минимум причинить преследуемому неприятные физические ощущения, посадить в тюрьму или вовсе убить (хотя бывало, что погони устраивались, например, ради разговора по душам, но это исключение из правил). А формулировка «автомобильная погоня» подразумевает, что хотя бы один из участников погони должен управлять автомобилем (а не лошадью, мотоциклом или реактивным истребителем).
Примечание 1: Попытка обогнать кого-либо с целью достичь пункта назначения как можно быстрее не является погоней, так как задача – не преследование, а финиш с хорошим временем, иными словами, гонки – это не погони, а потому не ищите их в этом топе.
Примечание 2: Мы постарались угодить как любителям олдскульных маслкаров и каскадерских трюков, так и фанатам стритрейсеров, нарушающих все законы физики, высчитывая «крутость» сцен буквально с калькулятором, где в переменных учитывался год выпуска, хронометраж, трафик на дорогах, количество спецэффектов/трюков, саспенс, количество разбитых или культовых авто в кадре и многое, многое другое. Только попробуйте заявить, что не угодили!
«ФРАНЦУЗСКИЙ СВЯЗНОЙ»
Год: 1971
Хронометраж: 5.45
Кол-во участвующих машин: 1
Кол-во разбитых машин: 1
За что ценим: за упорство Папая
Примечательные авто: повседневный Pontiac LeMans 1971
Еще одна классическая погоня образца «полицейский-преступник». Крутой полицай по мультяшной кличке Папай становится серьезной преградой для аналогично крутого наркоторговца из Франции. Как неугодную стену, мешающую свободно пройти, его решили «снести» наемным убийцей. Следуя закону Мерфи, что если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдет, погоня начинается со станции метрополитена, где снайпер сбегает в ближайший вагон надземного метрополитена. В любом другом фильме за этим неизменно последовал «Провал и до скорой встречи». Но во «Французском связном» это старт игры в салочки на машине. Конфискованный Pontiac LeMans в GTA-стиле срывается с места, разворачивается и устремляется за локомотивом.
Кто имел счастье в детстве играть в Driver 2, тот обязательно вспомнит одну из первых миссий, когда главный герой точно так же, как Папай, преследовал аналогичный состав метро. Эта миссия стала преградой для сотен тысяч игроков, но детектив Папай не из робкого десятка и за «просто так» сдаваться не привык.
В условиях, когда дорожное пространство ограждено опорами железной дороги, а из каждого проезда, как назло, выскакивают машины, алый Pontiac без устали то и дело мечется между дорожными «помехами», гневно разряжаясь клаксоном. А когда включается вид «от бампера», как в каком-нибудь Need for Speed’e, напряжение, как и нагрузка на трансмиссию Pontiac’a, доходит до предела. Тем временем, в поезде разворачивается стандартный сценарий, когда нервный дядькя с пистолетом натыкается на недоумевающую толпу жителей, оказавшихся не в том месте, не в то время, что в условиях нашего топа не суть важно. А важным будет то, что только потом, при многократном пересмотре понимаешь, что никакой музыки, создающей эмоциональную подоплеку, в этом преследовании нет. Лишь удачно подчеркнутая городская суматоха, которая бодрит своей натуралистичностью круче трех подряд выпитых чашек кофе. И затмить такую превосходно скомпонованную тет-а-тет погоню может только финал. Чем? Ответ в завершающем послесловии «Французского связного».
«ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СМЕРТИ»
Год: 2007
Хронометраж: 15.20
Кол-во участвующих машин: 2
Кол-во разбитых машин: 2
За что ценим: За уважение к классике
Примечательные авто: Dodge Charger 1969 & Dodge Challenger 1970
Для справки, в 2007 году Роберт Родригес и Квентин Тарантино сняли совместный трибьют к трешевому кинематографу 70-х под названием «Грайндхауз» – две неказистые киноленты по цене одной. Тарантиновская часть под тегом «Доказательство смерти» получила Курта Рассела на главную (плохую!) роль и кучу девчонок с гитарообразными формами на вакантные роли жертв. Бедламный сюжет рассказывает «трагическую» историю каскадера Майка – чувака со шрамом на пол лица. Его крайне обычное хобби – следить за избранными представительницами прекрасного пола – завершается крайне необычным желанием раз за разом устраивать посреди пустынной дороги Carmageddon, разхреначивая вдрабадан и свою машину, и машину девиц. Да так, чтобы в живых оставался лишь он один (продвинутые поклонники Тарантины, конечно, скажут, что сначала надо смотреть вторую часть фильма, а уж потом первую, ну да неважно, маньяк он и есть маньяк, плевать на мотивацию).
Так он жил, поживал, и горы трупов наживал, пока не повстречал новых жертв – двух девиц в арктически-белом Dodge Challenger 1970 года (как в легендарной «Исчезающей точке») и еще одной дамой, разлегшейся на капоте в позе морской звезды (такого в «Исчезающей точке» не было). Зачем она так? Ради веселья и экстрима. И недостаток последнего решил компенсировать каскадер Майк, прильнув к троице в неистовом желании прихлопнуть их вместе с уцелевшей легендой американского автопрома. Помощником в этом бесхитростном плане ему выступил брутальный и черный, как вороная смоль, неоднократный гость нынешнего топа, Dodge Charger в облике 1969 года. Противостояние «черныша» и «беляша» разворачивается на фоне сельской местности, вальяжно раскинувшейся зеленым одеялом до линии горизонта.
Сочетание умелой режиссуры и изюминки – девушки на капоте – добавляют пятнадцатиминутному удовольствию редкий в наше время элемент экстраординарности. А каноничная расправа над живучим плохишем с сопутствующей рокировкой котят-жертв в тигриц-мстительниц только подтверждает реноме режиссера, умеющего из лимона выжать сока на два литра и продать по цене четырех. Из двух автомобилей, утилитарного вида сельских пейзажей и оркестрового баса двигателей V8 с центральными распредвалами получилась крайне насыщенная и запоминающаяся погоня, готовый эталон для нового поколения амбициозных режиссеров. В то же время, двух литров лимонада слишком мало, чтобы утолить жажду на целое лето, а ограниченного масштаба игры кошки-мышки, пускай и за баранками топ-легенд Америки, явно недостаточно, чтобы позволить взобраться «Доказательству смерти» на вершину пьедестала.
«БРАТЬЯ БЛЮЗ»
Год: 1980
Хронометраж: 11.00
Кол-во участвующих машин: Не поддается подсчету
Кол-во разбитых машин: Не поддается подсчету
За что ценим: За сюрреализм
Примечательные авто: Экс-полицейский Dodge Monaco 1974
До Чикаго 170 миль. У них полный бак, две пачки сигарет, темнота и темные очки. На хвосте вся полиция штата и – как будто этого было мало! – разъяренный конкурирующий ансамбль кантри-музыкантов и поклявшиеся отомстить неонацисты. Главные герои – братья Блюз, основатели одноименной музыкальной группы, давят педаль газа в пол не потому, что боятся попасться, а из самых благородных побуждений – им необходимо заплатить 5000 долларов до того момента, как закроют один чикагский сиротский приют, тот самый, в котором они провели свое детство.
Что же такого примечательного в этой погоне? Да почти все. И актеры, задействованные на главных ролях, и разношерстный состав погони, и культовый «Блюзмобиль», и юмор, и внушительный хронометраж, и поразительные масштабы экшна. Честно говоря, мы даже не пытались сосчитать, сколько именно полицейских гналось за Джейком с Элвудом и бесславно закончили свое преследование где-то в кювете: после первых пятидесяти сбивались со счету (всего на съемках было разбито 103 автомобиля – мировой рекорд на то время). Качество постановки вызывает даже не уважение (на дворе 1980-й, дамы и господа!), а просто поражает. Если вспомнить, что перед нами не какой-нибудь полицейский триллер, а… мюзикл. Да-да, вы не ослышались. Это мюзикл, где танцуют странные танцы, поют смешные песни, персонажи ведут себя неадекватно, а в финале поджидают гэги монтипайтоновского уровня.
Эту погоню вы запомните и полюбите навсегда. За мчащихся под «Полет Валькирий» Вагнера поклонников Гитлера, улетающих в пропасть с недостроенной эстакады и падающих вниз, но парадоксально оказывающихся все выше и выше. За вытворяющий невероятные кульбиты раздолбанный Dodge Monaco, разваливающийся в тот самый момент, когда братья доезжают до финиша. За самые массовые столкновения полицейских машин в истории. Да чего уж там, Люк Бессон в «Такси» заставил летать немцев явно под впечатлением от полета здешних неонацистов, а та свалка парижских копов из «Такси 2» была вдохновлена местными авариями. Жаль только, большинство зрителей этих отсылок не заметило.
«ФОРСАЖ 5»
Год: 2011
Хронометраж: 9.45
Кол-во участвующих машин: 44
Кол-во разбитых машин: 29
За что ценим: За срыв башни
Примечательные авто: 2 Dodge Charger SRT-8 с усиленным каркасом
100 миллионов долларов – целая прорва денег. А если она хранится в огромном (2,5х5 метров) сейфе, то пришибить можно уже не за эти деньги, но и ими самими. Если, конечно, у вас под рукой есть пара форсированных полицейских «Чарджеров», которые могут подцепить сейф тросами и волочь его по городу под вой, наверное, всей полиции Рио-де-Жанейро. У Доминика Торетто и Брайана О’Коннера такие агрегаты как раз нашлись, так что заварушка получилась настолько же впечатляющей, насколько и неправдоподобной. Ну кто поверит в то, что автомобили (пусть даже угольно-черные «Доджи» 2010 года) могут тащить за собой десятитонный бронированный ящик размером с гараж, да еще и уклоняться от множества возникающих препятствий. Да никто. Но никто не в силах и оторваться от просмотра прессовки изделием из 45-миллиметровой армированной стали несчастных полицейских тачек, выглядящих по сравнению с сейфом так, будто они сделаны из фольги.
Удачная идея – залог успеха. Пересчитать все полицейские погони в истории кино просто невозможно, но вот такой, чтобы парочка преступников была бы связана между собой титановыми тросами еще не было, да и вряд ли еще когда-нибудь будет. Сцепка автомобилей не то что не ограничила и не замедлила героев, она, наоборот, развязала им руки и дала такую свободу водительского самовыражения, о которой они и не могли мечтать. Препятствия (столбы, деревья, здания, зазевавшихся копов) можно перерубать тросом или размазывать «копилкой» на полной скорости.
Фантазия и зрелищность выходят на пиковый уровень в самом финале погони – когда Доминик разворачивается на мосту и берет своих преследователей на таран, закручивая сейф так, что тот становится натуральным стенобитным орудием, а затем физика на какой-то момент решает напомнить о себе, и уже «Додж» Торетто летит вслед за сейфом. Сказать, что это было опупенно круто – не сказать ничего. По сравнению с этим безумием, даже танк из шестой части выглядит не то что бы бледно – просто скучно и предсказуемо.
«БЕЗУМНЫЙ МАКС: ВОИН ДОРОГ»
Год: 1981
Хронометраж: 14.00
Кол-во участвующих машин: 22
Кол-во разбитых машин: 18
За что ценим: За неповторимую атмосферу
Примечательные авто: Они все уникальны, равно как и неузнаваемы
Тревожит повышение цен на бензин? А сколько вы готовы платить за баррель «черного золота»? А что, если в один далеко не прекрасный день вся топливная экономика завяжется морским узлом и заправки сгинут с лица Земли вместе со всем остальным привычным укладом жизни? Что тогда? Альтернативные виды топлива? Отнюдь, приземленно и слишком скучно. Все равно, что ждать Новый год и получить в подарок пару семейных трусов. Куда интересней вариант развития «Безумного Макса» – культовой антиутопии в жанре дизельпанк.
Самая значимая, вторая часть трилогии с подзаголовком «Воин дорог» повествует об абстрактном будущем, где бензина в мире осталось не больше, чем воды на поверхности пустыни Намиб. Человечество иссохло под палящим австралийским солнцем и превратилось в лютых хищников, которые ассимилировались со своими машинами-мутантами, собранными из подручных средств, в единый паразитирующий организм. Голод машины отныне их голод. И вот, как мираж оазиса, цистерна топлива запряженная седельным тягачом Mack R-600 с тем самым Максом по прозвищу «Безумный» за рулем.
Стало быть, унюхав добычу, единственная цель хищников – загнать большегрузную фуру с лакомым кусочком жизни внутри, выпотрошить ее водителя с охраной на цистерне и завладеть грузовиком. И не стоит полагать, что без жертв «хороших» можно обойтись – это дикий мир, а в дикой природе, как известно, справедливость далеко не синоним победы. И режиссер Фрэнк Миллер на протяжении всего фильма убеждает в этом, отчего сопереживания во время погони накапливается, хоть отбавляй.
Местами «Безумному Максу» не достает лоска Голливуда. Однако это как сравнивать американскую автоклассику с австралийской, где также были свои «Форды», «Плимуты» и «Доджи». Да, они были слабее американских побратимов, но вместе с тем обладали важным атрибутом самобытности, как и трилогия «Безумного Макса». И видя, как посреди пустынной глади, вдоль асфальтовой дорожки один грузовик пытается отбиться от насевших со всех сторон вооруженных отморозков, хочется пожелать Максу удачи, а нашему миру – скорейшего перехода на «чистую» энергию, чтобы поездка на работу не превратилась в войну на дороге.
«ДУЭЛЬ»
Год: 1971
Хронометраж: 1.06.00 (!!!)
Кол-во участвующих машин: 2
Кол-во разбитых машин: 2
За что ценим: За бытовой ужас
Примечательные авто: Хищный Peterbilt 281 с ржавой цистерной
В условиях, когда каждый третий водитель мудак (спросите у любого таксиста), а этика дальнобойщиков зачастую недалека от грузчиков, кинолента Стивена Спилберга «Дуэль» смотрится как нельзя кстати. По сюжету, среднестатистический американец, слушая радио в неказистом Plymouth Valiant, совершает обычный маневр – опережение грузовика. К сожалению, ржавый монстр автопоезд Peterbilt 281 воспринял это близко к двигателю сердцу, что стало катализатором к непредсказуемым играм на дороге не на жизнь, а на смерть. Какова цель грузовика? Почему он преследует именно эту машину? И почему его широченный бампер усеян номерными знаками со всех концов Америки? Что это, часть повседневной забавы дальнобойщиков или усердный психопат-убийца, сбежавший из лечебницы? А может ему просто не хватало обнимашек в детстве или он страдал от избыточного веса в школе?
И самый главный вопрос, что может противопоставить оранжевый «чемодан» с трехступенчатым «автоматом» огромной 18-колесной махине с пятьюстами лошадьми под капотом? Ответом на этот, без малого, интригующий вопрос будет 60-минутная, напряженная, точно гитарная струна, безукоризненно реалистичная погоня, где шансов выйти победителем у бедного «Плимута» не больше, чем у пятиклассника в стычке с восьмиклассником.
Реализм сыграл одну из ключевых ролей в формировании настроя, при котором поневоле начинаешь ассоциировать себя с героем, задаваться теми же вопросами и прогнозировать свои действия в аналогичных ситуациях, когда знания правил ПДД бессильны. «Обыденная» острота начинается с привычных (для кино) легких ударов сзади под оглушающий, точно паровозный гудок, визг клаксона. И чем дальше, тем больше давления. Без разухабистых трюков и спецэффектов, но с ужасающе-извращенными психологическими играми в сопровождении панических мыслей главного героя, накаляющих без того сложную ситуацию.
Немаловажна в «Дуэле» и кропотливая проработка образов хищника и жертвы (или пятиклассника-восьмиклассника). Колоритно выписанным главным действующим лицам – автомобилям – позавидует иной режиссёр по кастингу. Вот, дьявольский Peterbilt выглядит, как нечисть из преисподней. Крокодилий нос скрывает свистящее кряхтение дизельной «шестерки» Cummins, а хищно расставленные по бокам колесные арки держат на себе кругленькие фары, похожие на глаза умалишенного убийцы. Вздыбленная труба за кабиной изрыгает ядовитые клубы дыма, словно предупреждая о лихих намерениях. А покатый, широкий полуприцеп-цистерна, как массивное туловище крокодила, сливается с тягачом на фоне пустыни в коричнево-ржавое камуфляжное пятно. Производственное наследие человеческой фантазии… И на фоне 18-колесного исчадья ада маленькая крошка – щупленький и маломощный седан, удивительно схожий с отечественной гордостью автопрома ГАЗ-24 «Волга» (что по американским меркам, прямо скажем, не ахти). Беззащитная жертва в неравном противостоянии с водителем-психопатом, которого за весь фильм так ни разу и не покажут, отчего мурашек по коже становится только больше. Местами кажется, что грузовик и вовсе живет своей жизнью, как в кинговских «Грузовиках».
Поэтому, в следующий раз матеря большегрузного участника дорожного движения задумайтесь, что если он не просто мудак, но и прирожденный убийца? Хотя, вероятнее всего, он обычный водитель со всем вытекающим бескультурьем. Но предостеречься лишним не будет никогда, тем более, когда под рукой есть «Дуэль» – превосходный пример сказки из быта, в счастливый конец которой хочется верить до конца. За это – заслуженное «серебро».
«УГНАТЬ ЗА 60 СЕКУНД»
Год: 1974
Хронометраж: 35.30
Кол-во участвующих машин: 93 (если не верите, пересчитайте сами)
Кол-во разбитых машин: 93
За что ценим: За необъятно-масштабную импровизацию
Примечательные авто: «Элеонора»
Поговаривают, Чарльз Диккенс считал, что рассказ следует начинать с конца, чтобы затем двигаться в начало. Возможно применительно к английскому писателю это и вымысел, но к оригинальному «Угнать за 60 секунд» 1974 года это утверждение подходит точнее поршневых колец к цилиндрам двигателя. Недаром ведь режиссер, он же продюсер, сценарист, главный герой и, для завершения образа супергероя, каскадер Генри Блайт Халики поставил в титрах на первое место красавицу из Детройта, Eleanor. Только не Shelby GT500 из пустозвонного ремейка с Николасом Кейджем, а золотистый раритет Ford Mustang Mach I 1971 года.
Эта, без преувеличения, легендарная машина со спортивной полосой вдоль кузова, обозначающей, что перед глазами маслкар докризисной эпохи, стала центральной фигурой фильма, без вычурности сведя сюжет к собственной поимке. Ведь «Элеонора» дамочка с характером и просто так «лечь» под первого встречного ей не подобает, не та порода. Спустя час флирта и дразнилок, когда, казалось бы, она уже не прочь была отдаться (тем более, в хорошие руки), полицейская облава, как ревнивый родитель, застала врасплох. И с ироничной фразой «надо было прочесть гороскоп на сегодня» главный герой вдавливает педаль газа в пол, открывая то, ради чего затевался «Угнать за 60 секунд» - сезон получасовой погони.
Сотрясаясь «плачем» мигалок, черно-белые полицейские машины следуют за Ford’ом, точно пышный хвост за кометой, пытаясь перехватить беглеца блокпостами, в среднем, каждые пять минут. И это еще цветочки. Ягодки начинаются пропорционально побоям на боках «красотки», когда счетчик отправленных на слом автомобилей (включая разгром автосалона «Кадиллака») переваливает за полтинник. Будучи ярым трудоголиком-автомобилистом, Халики по ходу съемок беспрестанно изобретал новые каскадерские приемы, не стесняясь (хотя, уместней писать «не боясь») при этом самостоятельно их же воплощать, что, во-первых, в век компьютерной графики смотрится, как самоубийство, а во-вторых, позволило расширить границы креатива до сплошной импровизации. Как пример, вставленный внеплановый эпизод на хайвее, когда чемоданоподобный Cadillac протаранил «Элеонору» с такой силой, что бедняжка на 160 км/ч влетела в столб и вырвала его с корнями ко всем чертям.
В свою очередь, «холстом» для творчества (или полигоном для поимки «Мустанга») послужил Лос-Анджелес - город на побережье, опоясывающий широкополосной автострадой улицы и авеню. А это как футболка XXXL – хватит на любую фантазию, в том числе и на такой авангард, как радиорепортаж со «свидетелями» схватки. Ирония в том, что большинство испуганных людей, как в «Борате», не знали о ведущихся съемках, и их реакция на происходящие события была неподдельной. Прямо шекспировский афоризм про театр и актеров-людей в действии.
К тому же, в век нездорового внимания к мотивации, лучшего мотиватора, чем легендарный «Мустанг» найти попросту невозможно. Хитрая девица, как Дейл Карнеги со своими советами, находит выход там, где запнется самый ярый оптимист: даже когда от внешнего лоска «Элеоноры» осталась лишь краска, проглядывающая сквозь покореженный металл. Нет, она не реанимируется, как кинговская «Кристина», все окажется куда… Впрочем, узнаете сами. В свете вышеперечисленного, любые претензии к «Угнать за 60 секунд», имевших место до погони, отправляются туда же, куда и сценарий, которого, если что, не существовало. И если, по вашему мнению, импровизации в лучших джазовых традициях недостаточно, чтобы заслужить высшую ступень пьедестала обзорного топа, то, вероятно, вы духовный брат Кейджа или страдаете от патологической неприязни фильмов старше 20 лет. И это тот редкий, уникальный случай, когда надо просто поверить и дать фильму шанс. Хотя бы в память о Г. Б. Халики – яркой звезде, скоропостижно угасшей при исполнении трюка в так и не вышедшем сиквеле «Угнать за 60 секунд».
Ярик Ленциус
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<