ПЕРВЫЙ МСТИТЕЛЬ: ДРУГАЯ ВОЙНА (CAPTAIN AMERICA: THE WINTER SOLDIER)
2014, США, 136 мин.
Жанр: фантастика, экшн, приключения
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
Вролях: Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Роберт Редфорд, Сэмюэл Л. Джексон
МНЕНИЕ "ЗА"
После кульминации первой фазы своей киноэпопеи о Мстителях в одноименном фильме, собравшем на экране всех героев вместе (а попутно - полтора миллиарда долларов в мировом прокате), команда Marvel перешла ко второй, и постепенно готовит фанатов уже к "Эре Альтрона". Забегая вперед, стоит отметить, что традиционную бонусную сцену после финальных титров срежиссировал сам Джосс Уидон, и в ней можно будет, в частности, увидеть, какой образ в "Эре" уготован для Элизабет Олсен - так что пропустить её фанаты супергеройской саги просто не имеют права. Ну а что касается продолжения приключений размороженного Капитана - вспоминая последние номера фильмографии Marvel, нельзя не заметить некоторые разительные отличия в концепции, предложенной братьями Руссо в их полноценном кинодебюте, от направления, которого студия придерживалась в последних проектах.
Хотя для кого-то Капитан Америка, он же Стив Роджерс, может показаться одним из самых блеклых персонажей Мстителей - нельзя не признать, что его образ в плане личностных качеств может быть даже ближе и понятнее других колоритных героев. Поскольку, скажем, Тони Старк, как известно, "плейбой, миллионер и филантроп", ну а Тор - так вообще не из этого мира. Роджерс же олицетворяет простого молодого паренька, лишенного природной харизмы, который, не обладая должными физическими качествами, не постеснялся записаться в американские вооруженные силы. Опустим здесь всю патриотическую подоплеку, из-за которой этот персонаж был, в свое время, придуман, и вспомним, что события все-таки разворачиваются в альтернативной вселенной, к тому же действие уже давно перенесено из декораций условной Второй мировой в наше время. Несмотря на активное участие в обороне Нью-Йорка бок о бок с коллегами, наш герой все еще находится в процессе адаптации к реалиям сегодняшнего дня и пытается как-то наверстать упущенное им за долгие годы забвения. Когда ему советуют послушать саундтрек Марвина Гэя к фильму "Trouble Man" 1972 года - он старательно вписывает это наименование в блокнот, где оно соседствует с "тайской едой", "Звездными войнами" и "Нирваной". Но более интересны здесь его сомнения - Роджерс всерьез подумывает о том, чтобы завязать со своим агентским ремеслом и уйти на покой. Этакий "постармейский" кризис задает картине более жизненный тон, но, к счастью, он представлен здесь лишь настолько формально, насколько необходимо для того, чтобы не отвлекаться от главной составляющей фильма - первоклассного экшна.
Не пройдет и нескольких минут, как можно будет уже наблюдать мощную сцену освобождения корабля, солировать в которой будут Капитан и Черная Вдова - и здесь, в первую очередь, в глаза бросается отличная (для PG-13) постановка ближнего боя. Ну а уши сразу отмечают весьма необычный для Генри Джекмана саунд, в котором на традиционные симфонические пассажи ловко накладываются современные цифровые эффекты, доводящие драйв до предела. Что касается зрелищных сцен в фильме в целом - в общей своей массе здесь действительно идет колоссальный откат в сторону "олд скула", когда все по максимуму создается в реальных локациях; присутствует ощущение бетона и металла, а не аляповатой компьютерной анимации (она есть, конечно, но не доминирует). Это очень заметно во время шикарных сценах на автострадах, в одной из которых джип Ника Фьюри подвергнется изрядной проверке на прочность. Ну а поскольку Капитан, как и Черная Вдова не обладают какими-то сверхспособностями - это позволяет создателям плотно набить хронометраж эффектными эпизодами рукопашного боя. Вышеперечисленное делает фильм все же более приземленным, выводя в нем статус боевика на первое место пред фантастикой. Этому способствует и сюжет с изрядной долей детективной интриги - Роджерсу здесь нужно выяснить, кому из коллег он может доверять, и, ни больше ни меньше, раскрыть глобальный заговор, готовящийся годами. Причем, весьма интересны политические аллюзии, вписанные в сценарий - тема рациональности и правомерности тотального контроля над гражданами ради обеспечения мнимой безопасности, вокруг которой уже давно ведется не мало споров, нашла отражение и здесь. Пусть даже в подобном фильме она воспринимается лишь в меру серьезно.
Стоит отдать должное создателям - они наконец-то одумались и поняли, что разнузданная клоунада уже все-таки начала надоедать, и с подобным курсом фильмы могут вообще скатится в разряд пародии. Сиквел "Первого мстителя", в отличии от третьего "Железного человека" и второго "Тора" существенно понизил градус стеба. Шутки в фильме присутствуют - но в подобной атмосфере они не производят взрывного эффекта. Да и чувство юмора Роджерса, как известно, оставляет желать лучшего - так что это вполне уместно, и данный шаг кажется закономерным. Братья Руссо, хоть и не поскупились на какие-то классические марвеловские фишки, в то же время основной упор сделали на ярко выраженную триллер-составляющую, натуральность картинки и сомнения Стива Роджерса - и результат выглядит действительно свежо и даже в какой-то степени неожиданно.
Василий Марин
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Стив Роджерс (Крис Эванс), он же Капитан Америка, продолжает попытки адаптироваться в современном мире, параллельно выполняя секретные задания для Щ.И.Т. Но если ты долгое время будешь связан со столь серьезной шпионской организацией, то рано или поздно обязательно впутаешься в какой-нибудь серьезный заговор, который по стандартным голливудским шаблонам столь крупномасштабных блокбастеров обязательно должен пошатнуть устои общества и стать огромной угрозой безопасности человечества. Именно в такую ситуацию попадает наш бравый Кэп. Помогать ему разрешить столь серьезный конфуз будет Черная вдова (Скарлетт Йоханссон), она же Наталья Романова. Жаль только, она не прихватила с собой напарника по Мстителям, на замену которому тут сгодится и Сокол (Энтони Маки), он же Сэмюэль Уилсон, пусть его тут не много. Вместе эти ребята втягивают очередной блокбастер Marvel в жанр политического триллера, попутно пытаясь разгадать заговор, выявить личность Зимнего солдата (Себастьян Стэн) и спасти мир.
Подробней на сюжете останавливаться не хотелось бы, чтобы сохранить интригу и оставить удовольствие (хотя, быть может, для кого-то и пытку) лицезреть многочисленные крутые повороты и твисты зрителю. Тут создатели действительно постарались. А может и нет… Но обо все по порядку.
Как было замечено выше, да и ни для кого это не было секретом, создатели подготовили нам некое подобие политического триллера. Почему подобие? Потому что, несмотря на то, что сюжет подается с подавляюще серьезным тоном и хмурыми лицами персонажей (ну не как у Нолана, конечно же, но градус серьезного повествования никогда еще не был так высок в этой киновселенной), ничем, кроме как пародией, это назвать не получается. Как всегда, присутствует и сатира, и карикатурность персонажей (особенно второстепенных, где почти доходит до абсолюта), которая, увы, неприлично зашкаливает. Эти пункты и раньше были неотъемлемой частью фильмов Marvel, но были ограниченны в рамках дозволенного и не перетягивали одеяло на себя, так как весь акцент делался на юморе и визуальной части; тут же создатели решили отдать предпочтение сюжету. Претензий же к самому сценарию нет: диалоги хорошие, глупостями не изобилует, но максимально низок процент того юмора, за который мы так любим эти фильмы. В основном же, за шуточки отвечала бесподобная и очаровательная Скарлетт, которая заработала в этой ленте на свой личный сольник, и герой Энтони Маки. Кэп же как всегда искренен, бесконечно наивен и дуболобен.
Сюжет же очень глупый. Причем, в частности, в силу самоироничной подачи. Да, чувствуется, что над ним корпели, но он не задевает, а уже в середине фильма основная интрига улетучится. В любом случае, столь фантастичный и крайне сомнительный поворот событий производит крайне противоречивое впечатление, и в первую очередь из-за того, что погрязшей в суровости актерской игре сложно стыковаться с явно сатирическим повествованием. В отличии от откровенно комедийного "Железного человека 3", картину можно было и вправду рекламировать как безысходный мрачняк, и это, в общем и целом, не было бы обманом, хотя трейлер и способен ввести доверчивого зрителя в некие заблуждения.
Как не хочется снова оглядываться в прошлое, но раньше во франшизе сохранялась какая-то видимость реалистичности и адекватности, со стандартной оговоркой на присутствие других жанровых элементов, добавляющих разнообразие и создающих коктейль из позитива и счастья. Новый же Капитан Америка просто утонул в фарсе. К тому же крайне не ясно развитие персонажа Эванса. Все намекало на то, что он должен изменится. И другие герои к этому ему подталкивали, и события фильма способствовали, да и сам Кэп это осознавал. Но в итоге в картине, пожалуй, изменились все, кроме него - никакого духовного роста вы не заметите.
Большая часть всех проблем идет от заданной формы и художественного наследия, переданного в руки братьям Руссо от прошлых картин. Так что, будь это отдельным оригинальной лентой вне контекста вселенной Мстителей - все было бы не плохо. И ведь можете поверить на слово: данная картина монументально влияет на историю вселенной и меняет правила игры более чем полностью. Тем обиднее за фильм, тем интереснее узнать, что подготовили для нас в будущем. Но если создатели будут держаться выбранного направления маразма и бреда, то нас может ожидать поворот в стиле а-ля спин-офф с финской картиной “Железное небо”. Ни нам, ни киноманам, ни фанатам и гикам такого не нужно.
Это уже второй промах Marvel, если считать сериал про Агентов Щ.И.Т. Но с сериалом-то все гораздо страшнее: он просто был убийственно скучный, а тут хоть и хочется регулярно прикладывать руку к лицу, но поток событий нереально затягивает и смотреть интересно, пусть и ничто, кроме плоского и стереотипного мышления авторов, удивить неспособно.
И все же надо отдать авторам сюжета и сценария должное за смелость: жанр политического триллера подкреплен не только количеством сюжетных поворотов, но и довольно неожиданным нарушением политкорректности, вывернув наружу все самые яркие проблемы внешней политики США на свет. Символизм, месседжи и социальный подтекст тоже не оставляют равнодушным и заставляет задуматься. Весьма опасно для столь легковесной мейнстримной франшизы. Нет, в мире Голливуда многое встречается, но хотелось заметить, что подобное точно не для Marvel. Ну хотя бы откровенно клюквенных сцен, как допрос русским генералом Черной вдовы в "Мстителях", здесь нет.
По другим же пунктам все стандартно: вас ждет в меру увлекательная история, от которой особо наивная и уязвимая публика будет в восторге, а совсем уж циничных зрителей, сможет уберечь зубодробительный боевой экшен под потрясающий саундтрек от Генри Джекмана.
Евгений Нефедов