ВКУС НОЧИ (WIR SIND DIE NACHT)
2010, Германия, 101 мин.
Жанр: молодежное вампирское
Режиссер: Деннис Ганзель
В ролях: Каролине Херфурт, Дженнифер Ульрих, Нина Хосс, Анна Фишер
Тощая девочка наркоманского вида с разбитой губой и синяками под глазами в пол-лица, развлекает себя уличными кражами. Дома ее никто не ждет, потому что матери на все плевать; друзей нет и жить, соответственно, неохота, поэтому она отправляется в престранный ночной клуб. Поскольку располагается он в неких секретных катакомбах под бетонной скульптурой какого-то зверя, то хозяйничать в нем могут только вампиры. Точнее три вампирши, одна из которых с первого взгляда влюбляется в несчастную героиню и непринужденным укусом дарует ей новую жизнь.
Видимо, отечественные прокатчики решили, что оригинальному названию немецкого фильма «Мы ночь» не хватает легкого аромата слащавости, поэтому бухнули в заголовок полную бочку вампирской романтики. Однако и фраза «Вкус ночи» отражает лишь поверхностное содержание ленты. Не сказать, что она уж очень глубокомысленная, скорее – просто шарлатанская. Потому что весь вампиризм – только нелепая декорация для прикрытия феминистского бреда, который растекается по экрану с беззастенчиво идиотским шиком. И не ищите в числе создателей фильма женщин – это было бы слишком легкое объяснение выбранного курса. На самом деле причина его кроется в сумеречной конъюнктуре. Вот теперь и немцы двинулись по хоженой дорожке, уловив, что мотив «Носферату» окончательно отбросил последние признаки драмы и скоропостижно мутировал в безмозглое увеселение для подрастающих девочек. Однако в целях привлечения названного контингента теперь используют не только глупые романтические побасенки, но и идею оголтелой эмансипации женщин.
По легенде, рассказанной в фильме, в Европе живет всего около 40 вампиров, причем, все они – женского пола. Клыкастые мужчины тоже были, только давно, да теперь уж сгинули. А причина тому – ни за что не догадаетесь – их глупость. Как рассказывает одна из героинь, они были шумными, неосторожными, короче говоря – козлами. Потому и померли. Но вампиршам никаких мужиков не надо, ведь они могут есть без меры, нюхать героин килограммами, грабить, убивать, носить дорогие шмотки. И все им будет нипочем: ни ожирения, ни целлюлита. К тому же переход на кровавую диету гарантирует вечную красоту, безусловно, главную ценность для многих женщин. Вот и наша героиня, пока была человеком, напоминала гадкого утенка с волосами, стриженными газонокосилкой, и внешностью кокаиниста во время сильной ломки. Но стоило ей переквалифицироваться в служители тьмы – она тут же обратилась в очаровательную диву. Вот и выходит, что вампиризм – это идеальная форма женского быта.
На следующем сюжетном витке фильм, правда, наступает на свой же хвост. Однако и здесь видится коммерческий расчет. Авторы хорошо понимают нужду народа в том, чтобы ему в сотый раз вдолбили про семейные ценности и глянцевые идеалы любви. Поэтому оказывается, что и вечная жизнь вовсе не сахар, да и традиционные гетеросексуальные отношения всяко лучше, чем с подружками-лесбиянками по большим дорогам ходить. То есть авторы не осмеливаются завершить даже тот театр абсурда, который ими же и затеян. Ведь куда удобнее спустить историю с лестницы опостылевших шаблонов.
Постановка тоже не блещет оригинальностью. Где-то в середине фильма, когда завязываются амурные отношения молодой парочки, всю съемочную группу хочется поставить к стене и расстрелять в упор. Ибо более наивно, неправдоподобно и безыскусно сделать эти сцены невозможно. Актеры, видимо, отрабатывают по сниженной ставке, поэтому играют либо плохо, либо средне. Фантазия у сценаристов совсем зашкаливает. Оказывается, вампиры не отражаются в зеркалах, обладают недюжинной силой и сгорают на солнце! Просто жуткое откровение. Ладно бы все эти сто лет известные детали оставили в качестве обычных атрибутов, так нет же, на каждый элемент нужно указать отдельно, обозначить явление Капитана Очевидности, чтобы поняли даже суслики. Экшена – погонь да перестрелок – еще много. Но честно – лучше бы бюджет фильма пошел на приличное визуальное оформление. Свет в кадре можно было бы по-человечески организовать вместо эффекта «оператор пьяный, а электрик бастует».
Да о чем тут вообще говорить – ясно одно: фильм очередная халтура, на которую точно не стоит тратить время.
Михаил Тарасов