ПРЕВОСХОДСТВО (TRANSCENDENCE)
2014, США, 119 мин
Жанр: киберпанк-притча
Режиссер: Уолли Пфистер
В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Кейт Мара, Киллиан Мерфи
Именитый ученый, один из самых светлых умов планеты, Уилл Кастер, ближе всех в мире подобравшийся к реализации проекта по разработке искусственного интеллекта, становится жертвой тщательно спланированной акции нео-радикалов. Будучи отравленным, его тело отказывается работать, угасая медленно, но верно, однако мозг продолжает жить. Жена Уилла, сопровождавшая его всю жизнь и поддерживающая каждую идею мужа, решает синтезировать сознание супруга с написанной им же самим системой, подарив тем самым надежду на спасение. Но соавтор программного кода, друг семьи Макс, решается проговорить вслух опасения, не лишенных почвы под ногами: тот ли это Уилл, которого они знали? Или программа, ловко его имитирующая? И даже если своего рода симбиоз – чем это обернется для человечества, не мыслившего себя без давно вошедших в повседневный быт информационных технологий?
Рассуждать о «Превосходстве» сейчас, когда иностранная пресса и тамошние попкорноеды, объединившись в варварский союз, с остервенением принялись его поносить, вдвойне забавно. Широкоэкранный дебют нолановского оператора, привлек к себе внимание в первую очередь из-за самого Нолана. В то время как Пфистер перенял от конкретно его фильмов лишь две вещи – самого себя и нескромность, причем и первое, и второе качество как нельзя лучше должно было отразиться на примере очередного голливудского блокбастера. Но отразилось не совсем так, как этого можно было ожидать. Сюжет предполагал что-то вроде расширенного до двух часов выпуска «Черного зеркала», трейлеры рождали в голове нехорошие ассоциации со всеми неудачными техно-триллерами за последние пару десятков лет, состав вежливо кивал ну хотя бы в сторону «Начала». На самом же деле, даже жанр ленты определяется далеко не сразу, а как только в голове появляются первые теории относительно увиденного, фильм обрушивает их одну за другой. Он, собственно, как раз об этом – о людском заблуждении.
Бесконечно долго можно рассуждать о том, что Джонни Депп в главных ролях – это уже давно больше минусов, чем плюсов, или что даже настолько мощный актерский ансамбль не гарантирует хотя бы элементарно прописанных характеров: Беттани с вечно обеспокоенным лицом, Фримен с удивленным, Кейт Мара со слегка пришибленным. Наконец, неплохая актриса Ребекка Холл, демонстрирующая эмоциональный спектр утюга – за это обидно вдвойне. До зубной боли прямолинейная сюжетная ветка, абсолютное отсутствие самоиронии (угадайте, откуда перекочевавшее), чахлый экшн, который даже на телевидении обозвали бы скромным, стремление автора показать, что он – большой художник, с бараньим упорством фиксируя внимание на падающих в рапиде капельках дождевой воды. Для звания авторского проекта, замаскированного под мейнстрим, "Превосходство" слишком линейно, для фанатов крупнобюджетной фантастики, понятное дело, вызывающе анемично. И последний пункт, ко всему прочему, вызывает уважение: стоит только Пфистеру перестать излагать свои мысли с таким видом, будто он играет с очень тонкими материями, становится по настоящему интересно – а хватит ли ему смелости вывернуть жанр наизнанку? Оказалось – и правда, вывернул, по пути умудрившись раз-другой завернуть не туда.
Чего ожидали от него с самого начала, понять не трудно. Интеграция человека и технологии на большом экране чаще всего предполагают бесконечно эксплуатируемый конфликт кэмероновского "Терминатора" – искусственный разум как сила, порабощающая человека. Не вдаваясь в особые нюансы, месседж рассказанной Пфистером истории акцентирует внимание на другом: человек слаб, человек – глуп, и больше всего боится того, чего не понимает (последнее вообще проговаривалось всю вторую половину с навязываемой регулярностью). Ключевое значение тут имеет момент предательства – друг предает друга (очевидно, влюбленный в Эвелин), мир – ученого, жена – мужа. С одной стороны это однозначно второе происшествие Христа, непонятого и отвергнутого всеми, с другой, нам прямым текстом говорят – мы не готовы к эпохе технологической сингулярности, нам чуждо понятие трансгуманизма. Тридцать лет назад Ридли Скотт в "Бегущем по лезвию" (которого в год выхода не пнул только ленивый) задал вопрос "А может, репликанты лучше нас?". Выводы мы сделали сами. А Пфистер их за нам озвучил, не забыв добавить в общем-то прописную истину – человек в конце пути закономерно остается у разбитого корыта. Соображения, прямо скажем, Америку не открывающие, но сообщающие миру нечто более важное, нежели разъяренный выкрик "Скоро мы все станем роботами!"
Александр Гофман