БЕГУЩИЙ В ЛАБИРИНТЕ (THE MAZE RUNNER)
2014, США, 113 мин.
Жанр: фантастика, триллер
Режиссер: Уэс Болл
В ролях: Дилан О'Брайен, Амл Амин, Уилл Поултер, Кая Скоделарио
На экраны выходит ещё одна киноадаптация очередного книжного бестселлера, продолжающего волну определённого литературного направления, которое можно охарактеризовать как "современная молодёжная антиутопия": история Джеймса Дашнера имеет больше сходства с нашумевшими "Голодными играми", нежели с "Повелителем мух", хотя после прочтения синопсиса может сложится противоположное впечатление. И тот факт, что развлекательный фактор тут будет основополагающим, наверное, вряд ли способен кого-то удивить.
Тем не менее, картине удаётся выглядеть вполне самобытно, в первую очередь благодаря исходному материалу, который игнорирует такие знакомые нам элементы, как, скажем, классовая война или жёсткое разграничение общества на отдельные группы по каким-то определённым признакам. Первоначально всё здесь выглядит как эксперимент в духе "Куба": существует некое сообщество, прозванное Глэйдом; обитатели не помнят ничего из прошлого, кроме своих имён, не знают, кто и зачем их сюда послал, и пытаются найти выход, который, как они надеются, спрятан где-то в дебрях лабиринта. Но самое главное – они придерживаются определённого порядка во всём и соблюдают правила (вот это уже вполне знакомо). Тут-то и заключается извечная дилемма: стабильность и безопасность, или надежда и риск. Когда прибывает Томас (Дилан О’Брайен), ситуация начинает постепенно выходить из под контроля. И это неизбежно влечёт за собой конфликт даже в таком маленьком общественном образовании (в принципе, это отнюдь не удивительно – в том же "Кубе" даже полтора человека не могли найти общий язык). Впрочем, эта линия лишь добавляет сюжету некоторой "остроты", но основной упор делается на главную интригу – кто это сделал с нашими героями и зачем.
История компактна, как по пространству (практически всё происходит, грубо говоря, в одной локации и с весьма узким кругом действующих лиц) так и по времени (события фильма разворачиваются в считанные дни). Такой подход держит динамику на очень достойном уровне. В то же время самого лабиринта в картине не так много, как бы хотелось, но сцены "бега" выглядят в должной мере эффектно, если не считать того, что дизайн монстров в свете сегодняшнего дня не блещет оригинальностью. При всём при этом история вырисовывается несколько суховатой в эмоциональном плане, но минус это или плюс – вопрос открытый. В первую очередь ведь радует абсолютное отсутствие неуместных романтических соплей. Во вторую – спекуляции на теме классового неравенства. До самой развязки здесь не будет какой-то социально-политической подоплёки, ставшей уже визитной карточкой подобных историй – герои просто выживают, и вот этот настрой и чувство угрозы передано очень хорошо. Говоря об актёрах, в первую очередь, нельзя не отметить Уилла Поултера, персонаж которого здесь выполняет примерно ту же роль, которая была у героя Мойзеса Ариаса а "Игре Эндера", и несмотря на свои действия по уровню харизмы перекрывает даже главного героя. И при этом его Галли нельзя назвать явным антагонистом – просто они с Томасом обладают совершенно разными взглядами на общую проблему.
В конце нас ожидает модное нынче "продолжение следует" в духе последних "Голодных игр" и "Дивергента", хотя на большую часть вопросов ответы всё же будут даны. Но когда вся подноготная вылезает наружу, чувствуется, что создатели тут явно перемудрили, и при желании к общему знаменателю всё можно было привести с большей долей логики и здравого смысла. Впрочем, эти претензии стоит предъявлять скорее к автору первоисточника, нежели к Уэсу Боллу, который справился со своим полнометражным режиссёрским дебютом вполне достойно. И нельзя сказать, что в финале нас ожидают какие-то сакральные откровения (особенно, если вы уже пересмотрели/перечитали приличное количество подобных историй), но сам процесс здесь обставлен весьма увлекательно.
Василий Марин