ОГРАБЛЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ (AMERICAN HEIST)
2014, США, 94 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Сарик Андреасян
В ролях: Хейден Кристенсен, Эдриан Броуди, Джордана Брюстер, Эйкон
Агрессивная маркетинговая кампания позиционировала долгожданный голливудский дебют фронтмена Enjoy Movies как мега-событие: первоклассно смонтированные трейлеры обещали чуть ли ни новый "Город воров", что в какой-то степени даже помогло понизить градус разумного скепсиса и не обращать внимание на то, на каких картинах молодой режиссёр сделал себе "имя". Фильм даже каким-то образом умудрился засветится в Торонто – и эта новость, помнится, в своё время вызвала бурное обсуждение, и даже заставила кого-то возлагать на фильм призрачные надежды, которые рассеялись после первых отзывов с фестиваля.
Начинается этот криминальный триллер с бодрого саундтрека и нервного героя Хейдена Кристенсена, судя по всему, попавшего в какую-то заварушку, но тут нам сразу дают откат на то, что было "за день до этого", демонстрируя, как его большой и не злобный брат в виде худощавого Эдриана Броуди покидает тюрьму, оттрубив в ней добрый десяток лет. Джеймс (Кристенсен), в своё время ограничился гораздо меньшим сроком, но теперь в его личном деле вписана весьма неудобная судимость, и он винит брата, втянувшего его в криминальный мир. Сам Фрэнки (Броуди), однако, настроен весьма дружелюбно, и желает наладить отношения. Собственно, события развиваются в настолько очевидной манере, что утомлять это начинает ещё в первые полчаса. Что будет делать Фрэнки? Естественно, якшаться с криминальными элементами, чтобы вновь подставить брата. Что будет делать Джеймс? Великодушно чинить машину своей старой подруги (Брюстер), неожиданно вернувшейся в город, орать на брата и делать озабоченное лицо. Актёрская игра? Не, не слышал. Из всех находящихся в кадре стоит отдать должное Броуди, который хоть как-то оживляет происходящее своим потоком эмоций, пусть даже его персонаж производит, зачастую, весьма нелицеприятное впечатление.
Со "зрелищностью" дела обстоят так: в картине есть одна автомобильная погоня в первой половине, и финальная сцена ограбления, взрыв вертолёта в которой по праву можно считать наивысшей точкой режиссёрской карьеры Сарика Андреасяна на данный момент. Всё остальное время герои ходят туда-сюда и общаются посредством вымученных диалогов. Создатели пытаются играть на поле драмы, но при абсолютнейшем примитивизме сценария это выглядит просто смешно. Для оной здесь нет ни каких-то ярких характеров, ни интересных жизненных ситуаций. Если вы прочитали обстоятельный синопсис – кино можно уже и не смотреть. Пафосные монологи из серии "банковская система разрушила нашу великую страну" выглядят нелепо, в случае с семейными склоками двух братьев благодаря какому-то энтузиазму Броуди всё несколько лучше, но слишком шаблонно и поверхностно. Всё происходящее – удивительно нудный даже для полуторачасового хронометража разогрев перед (согласно синопсису) "одним из самых кровавых и драматических налетов в истории Америки", оборачивающимся стандартным пиф-паф в "трёх соснах" Нового Орлеана.
На самом деле, если взглянуть на фильмографию Рауля Инглиса, ответственного за сценарий, то становится понятно, что ничего вменяемого и сколько-нибудь оригинального он выдать не способен. И в этом свете даже как-то и не получается дать однозначную характеристику голливудскому дебюту режиссёра, поскольку здесь просто нечего было снимать. Каждое действие персонажей предсказуемо, каждый сюжетный поворот очевиден – всё это заставляет аудиторию кинотеатра большую часть времени нервно ёрзать и ковыряться в телефонах. Пожалуй, "Ограбление по-американски" полностью оправдывает своё название, являясь претендентом на звание "самого безликого фильма об ограблении".
Василий Марин