УЛЬТРААМЕРИКАНЦЫ (AMERICAN ULTRA)
2015, США, 95 мин.
Жанр: экшн, комедия
Режиссер: Нима Нуризаде
В ролях: Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Тофер Грейс, Конни Бриттон, Уолтон Гоггинс, Джон Легуизамо
Лето этого года оказалось богато на шпионское (правильнее даже будет сказать "агентское") кино в самых различных проявлениях: шикарная пятая "Миссия" МакКуорри и добротные "Агенты А.Н.К.Л." Ричи ещё не успели покинуть кинотеатры – а нам предлагается ещё одна картина про специального агента, в этот раз, правда, ощутимо скромнее и с совершенно иной концепцией. Нима Нуризаде, режиссёр разнузданного "Проекта Х", во втором своём фильме также немало времени отдаёт едкому юмору, но в этот раз ещё и уделяет пристальное внимание солидной романтической составляющей, которая, неожиданно, становится здесь доминирующим элементом и ощутимо прибавляет картине шарма.
Длинноволосый Джесси Айзенберг играет Майка – на первый взгляд, обычного "местного" укурка, работающего по вечерам в пустынном супермаркете. Майк хочет сделать предложение своей девушке (Кристен Стюарт), но никак не может найти подходящий момент. Но наш герой не тот, кем себя считает – мы могли понять это ещё из пролога и форсированной обратной перемотки последних событий его жизни, подогревающих зрительское любопытство. И когда система слежения обнаруживает его местонахождение, некий циничный руководитель одного правительственного отдела (Тофер Грейс) даёт приказ об устранении ничего не подозревающего любителя травы. Дальше, естественно, события будут развиваться в духе Борна с привкусом "Универсального солдата" и щедрой пригоршней укуренного юмора. За завязкой интересно наблюдать даже несмотря на очевидность и предсказуемость событий, поскольку с комичными элементами здесь всё в полном порядке. К тому же главная экранная пара довольно быстро завладевает вниманием - несмотря на всё веселье, их отношения выглядят теплыми и искренними, что не может не отразиться на зрительской симпатии к героям, чему не мешают даже их не всегда адекватные поступки.
Фильм берёт ровный и бодрый старт, но, к сожалению, держать такой темп ему не всегда оказывается по силам. Хорошее начало и во всех отношениях прекрасная концовка, но вот середина порой существенно проседает: сценарию там явно недостаёт изобретательности. Градус юмора понижается – после своеобразного обмена любезностями мерзкого начальника и бывшей руководительницы проекта настраиваешься на что-то совсем нецензурное, а фильм, наоборот, уходит в режим боевика. При этом, экшн-вставки зачастую выглядят малоизобретательно и неоригинально, хотя в начале картины они смотрелись бодро, да и бойня в супермаркете ближе к финалу поставлена на ура. Такая вот неровность не является для "Ультраамериканцев" совсем уж серьёзной проблемой, но всё таки этой идеи можно было бы выжать чуть-чуть больше соков. Майк слабо представляет, что ему делать, у него нет чёткого плана, а все проблемы решаются (или не решаются) по мере их поступления – всё это как-то тормозит происходящее. Но его можно понять – Айзенберг прекрасно передаёт смятение героя и его досаду по поводу своего истинного предназначения. В этом плане нельзя не отметить важную сцену с персонажем Уолтона Гоггинса ближе к финалу, которая получилась очень сильной, несмотря на общий шутливый тон картины.
Что касается Айзенберга и Стюарт – натуральная экранная химия между ними уверенно располагает к себе. Фильм вообще получается в большей степени романтической историей, несмотря на то, что юмора и драйва здесь вполне достаточно, ровно как и яркого экранного насилия, в полной мере оправдывающего R-рейтинг. И такой своеобразный жанровый микс из мелодрамы и лихой экшн-комедии оказывается по-своему вкусным. Конечно, не стоит ждать от "Ультраамериканцев" нового "Кингсмана", но в своих скромных рамках картина способна доставить немалую долю позитива. Не слишком изобретательный сценарий и другие недочёты ленты перекрывает харизма главной экранной пары, а во время финальных титров ловишь себя на мысли, что разум и чувства в очередной раз вступили в конфликт: сердце не отказалось бы от сиквела, хотя мозг понимает, что лучше не надо.
Василий Марин
В кинотеатрах с 27 августа