МАЙОР ТОМ
ЛУНА 2112 (MOON)
Жанр: фантастика, драма
2009, Великобритания, 97 мин.
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси (голос).
ОЦЕНКА: 4,5
Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) - человек двадцать второго столетия и работник полезной профессии - третий год добывает на Луне самый легкий изотоп гелия. В его обязанности входит замена наполнившейся капсулы харвестера новой и отправка ресурса на Землю. В остальное время Сэм академично проверяет, работает ли все на космической базе, и бегает по дорожке тренажера. Компанию скучающему астронавту составляет только угловатый робот ГЕРТИ с медитативным голосом Кевина Спейси и видеописьма жены, говорящей, будто подобные разлуки полезны и она очень им гордится. От тоски Сэм рвется домой, у него почему-то болит голова, а срок контракта истекает через две недели. Сломан какой-то важный спутник, поэтому нет прямой радиосвязи, Сэм негодует, робот предлагает поговорить, затем появляется какая-то обрывочная галлюцинация.
Дункан Джонс, про семейные связи которого не упоминает только ленивый, добрался-таки до большого кино и дебютировал с экранизацией собственного фантастического рассказа о бытности простого космического работяги. Причем, ожидаемое, судя по всему, притворство «Космической одиссеей» обернулось больше каким-то кубрикохульством в паре определяющих эпизодов: инфернальность искусственного интеллекта, например, в экранизированной классике Артура Кларка даже прозванного говорящей аббревиатурой ХЭЛ, здесь представлена моветоном и художественным рудиментом, мол, мы-то с вами современные люди и понимаем, восстание машин - страшная сказка, да и лампочками они мигают вовсе не зловеще. Или все эти игры со светом и ракурс лица астронавта на пути в кубриковское безвременье, в «Луне» лишь яркий атрибут по дороге домой. А где режиссер Кубрика и Тарковского не вспоминает, вообще обходится без попыток философствовать, причем это жутко здорово. Космос, видимо, совсем не место для подобных изысканий, там действительно маленький человек и большая пустота, а праздные мысли быстро вытесняются скудной эмоциональной палитрой тотального одиночества. Мы уже возлагали некие надежды на географическое происхождение «Луны» в прошлой статье и, вероятно, не зря. Более привычный к фантастике Голливуд наверняка бы настоял на утаивании (и, параллельно, идейном надломе) главного сюжетного вектора до самого финала, тогда как Джонс абсолютно равнодушно и почти вскользь озвучил его по прошествии трети фильма. И вновь, как-то очень наглядно противоборствуя философии, даже рискнул навлечь на себя гневные обвинения в нелогичности основной предпосылки, не предпринимая попыток объяснить пронизывающий историю тезис о неспособности существования искусственного интеллекта лишь в виде односложного инструмента и невыполнимости совмещения обширной человеческой функциональности с выгодным хладнокровием послушных микросхем.
Сама по себе «Луна» камерна, или, как принято говорить о космических историях, герметична, отлично разыграна одним актером (он беседует сам с собой, с таким же, как он, со смайлами на маленьком экране, немного проецирует образ жены на робота и т.д.), в целом очень добрая, правильная, начисто лишенная претензий, притом нечеловечески душевная, какая-то почти неподъемно-мечтательная и атмосферная, умудряющаяся держать все это, оставаясь при этом чуть-чуть космическим детективом.
Интересно, Сэм превратится в Роя Бетти, чтобы рассказывать Декарду об обратной стороне Луны?
Антон Минасов
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Это тот случай, когда не знаешь, с какой стороны к фильму подойти и с каким настроением смотреть, чтобы получить хоть какое-то удовольствие. Все начинается как фантастика про космос, но как-то дешево и плюшево. Потом все скатывается в какую-то драму, со всевозможным вытаскиванием кроликов из цилиндров - только вот в происходящее не верится. Джонс хотел стать не то новым Кубриком, не то Тарковским, не то фокусником в стиле Кристофера Нолана, а может, и всеми сразу. Фокус не удался.
Маргарита Душистая
|
Комментарии:
1. | MAV-64 | | 11.01.2010 01:55 |
Ох фильм хороший! Очень даже. 2009 год порадовал меня Хранителями, Районом 9 и Луной 2112. |
2. | Наталия Шмелева | | 28.02.2010 19:16 |
В данной рецензии идеи фильма показаны пунктирно. Автор почему-то о них только намекает, или по ним молниеносно пробегает, но не заостряет на них внимание.
В начале рецензии автор вводит нас в предмет своих мысленных фантазий по поводу фильма, описав сюжет кинодейства кратко и емко, набросав читателю идей на обязательный просмотр. В этом самый большой плюс переложения сюжета – ознакомить, заинтересовать и назадавать вопросов. Далее идет туманное впечатление автора от фильма, куда вплетается и режиссер, кинотрадиции, аллюзии и наша действительность. Идеи у автора по поводу фильма проскальзывают преинтереснейшие (может быть их стоит выделить в тексте, раз не хочется развивать?), но он их подает как какую-то данность или банальщину. В результате оригинальность фильма куда-то прячется, а рецензия теряет свою яркость. В заключении автор скромно (по идейной тенденции рецензии) оценивает свои рассуждения о фильме, также опуская самое интересное.
Может быть, на «диагноз» фильма автору стоит обратить пристальное внимание, чтобы после прочтения финала, читатель перечитал рецензию заново и пришел к той же логике суждений, что и автор, и между строк увидел скрытые смыслы рецензии. |
3. | Антон Минасов | | 01.03.2010 21:58 |
thanks за разбор, но мне почему-то всегда казалось, что в случае с рецензией именно на новинки кино (а не на роман "Семья Тибо" какой-нибудь), ну и тем более в случае, если кино примерно такое, как "Луна", лучше ничего не разжевывать, а легко намекать, да. |
4. | Наталия Шмелева | | 02.03.2010 00:51 |
видимо, это претензия на гениальность или игры в постструктурализм
В XX веке двое таких же шустрых, два Барта, убили литературу. Ролан Барт написал статью "Смерть автора", выкинув из текста автора как тестообразующую единицу, через пару десятилетий Джон Барт, представитель абсурдизма и "черный юморист" написал роман "История прилива", в нем главный герой в погоне за смыслами писал роман, который в последствии сократил до одного названия. этим шедевром Барт ознаменовал "смерть письма" и приоритет живого слова. Вот и вас, наверное, стоит в живую рецензии выдавать, будете их нам озвучивать с экрана, как Кашпировский)))
p.s.: В погоне за намеками можно также использовать больше абстрактной лексики, ведь многозначность слова дает множество смысловых комбинаций, и уводит от рецензируемо фильма еще дальше)) будет интересно почитать Ваш отзыв на «Алису…» как гипертрофированную виртуальную псевдореальность нарциссизма и феномена мимесиса))) |
5. | Антон Минасов | | 03.03.2010 03:42 |
О, если честно, я надеюсь в своей жизни написать что-то более незаурядное, чем откровения Ролана (: |
6. | Наталия Шмелева | | 03.03.2010 16:09 |
Опрометчивое высказывание. Обязывает очень ко многому, ибо переоценить вклад Ролана в идейной мысли XX в. практически невозможно. Так что Вы, Антон, подаете крутую заявку на новую диалектику познания или, на худой конец, иную трансцендентальность.
Будем ждать, когда Ваше имя будет красоваться в одном ряду с Гегелем, или хотя бы с Маркесом/Ремарком/Джойсом/Хемингуэем/Булгаковым/Пастернаком/Набоковым.
Так и запишем, «Гений новой волны» и будем ожидать шедевров))))) |
7. | Антон Минасов | | 03.03.2010 22:31 |
Я про "Смерть автора" specifically, как текст/идею, которую там Барт особенно силился донести |
8. | Наталия Шмелева | | 04.03.2010 20:10 |
Конечно 4 страницы "Смерти автора" не поразят своими идеями, ибо в восприятии этого текста, как в случае с рецензируемым фильмом, надо знать и о семиотике Барта, структурализме и всяких разных философских ответвлений. Кстати, он писал интересные вещи об образах кино и о том, как мифологично воспринимает фильм наше сознание))) Думаю, что для гения рецензирования стоит ознакомиться с идеями Ролана на этот счет))) |
9. | Антон Минасов | | 05.03.2010 00:17 |
А вот а вот про мифологичность я и сам вполне в курсе ((: |
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 383 гость(ей) :
|
|