ТЕРРИТОРИЯ
2014, Россия, 157 мин.
Жанр: драма, приключения
Режиссер: Александр Мельник
В ролях: Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова, Евгений Цыганов, Владислав Абашин
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Амбициозная попытка экранизировать написанный в 70-х роман Олега Куваева о поисках золота на Чукотке в послевоенную эпоху Советского Союза растянулась на несколько лет и стоила немалых денег. Книга в своё время стала куда более известной (в том числе и за рубежом), чем её первая экранизация, вышедшая в 1978 году. Фильм звёзд с неба не хватал, но версия 2015-го не сказать, чтобы добилась какого-то существенного прогресса, даже несмотря на то, что хронометраж увеличился примерно в два раза. Не помогли тут ни колоссальные средства, потраченные на экспедиции и производство, ни безоговорочная поддержка всех наших руководителей, обширный список благодарностей которым можно увидеть в финальных титрах.
В первую очередь стоит отметить, что термин "приключенческое кино" вряд ли будет в данном случае уместным. Весь азарт здесь ограничивается весёлой музыкой на стилизованных вступительных титрах, намекающих на приключения, которых в классическом понимании здесь нет. Зато есть люди, много людей, покорно исполняющих свой долг перед абстрактным Государством, возводя значение слова «работа» в абсолют – дело, вроде как и благородное, но при той подаче материала, которой придерживаются создатели, оценить всю "жертвенность" героев не удаётся. Первая фатальная ошибка – унылый закадровый голос, превратившийся в настоящий бич современного российского кино, будь-то слоумо-пиротехнический "Сталинград" Бондарчука, или ультраконцептуальный "Трудно быть Богом" Германа. Закадровый голос, безусловно, может быть уместен в нескольких эпизодах (например, когда озвучиваются выводы об "обреченности", ибо по-другому этот момент сложно обыграть) - но никак не постоянно. В "Территории" же, с её обилием непонятных персонажей (которых и по именам-то сложно запомнить, не то что по функционалу), как только в кадре появляется новый герой – нас ждёт подробная историческая справка, заставляющая вздрогнуть от обилия труднозапоминаемых подробностей, половину из которых смело можно было бы и опустить. Да и постоянные надписи титрами здесь особой пользы не несут, если предполагается, что кино должно работать на атмосферу.
Где-то на задворках цивилизации существует Территория, которая создавалась с прицелом на добычу олова – и вышестоящее руководство заявляет, что хочет её закрыть, перебросив ресурсы на более актуальные на данный момент для страны поиски золота. Но Чинков (Константин Лавроненко) с недовольным лицом заявляет начальству, что "Территорию он не отдаст", и гордо удаляется с совещания, планируя доказать, что на вверенной ему земле и вожделенное золото имеется. Приезжает на место, подряжает нескольких коллег для различных задач. И вот бредут наши герои по бескрайним просторам, кто куда, а сценарий, дабы как-то дать понять зрителю, кто-куда-пошёл и что-вообще-происходит, периодически вываливает на него очередной долгий монолог, изобилующий техническими подробностями, пресекая все попытки актёров заставить нас проникнуться героями в должной мере. При этом события подаются как-то отрывисто и спонтанно – иногда решительно непонятно, к чему вообще та или иная сцена, но потом добрая женщина всё объясняет, не забывая вплести в свой унылый монолог несколько возвышенных метафор. Целостность фильма трещит по швам, готовая окончательно рассыпаться из-за безбожно раздутого хронометража – и какого-то интереса к мельтешению чудаковатых бородатых персонажей в вязаных свитерах не наблюдается.
Одной природой сыт не будешь – хочется и интриги, и какой-то уверенной динамики, хочется вменяемых героев, существующих на экране, не как винтики безликого про-патриотического пафоса, а как полноценные личности. Можно наснимать хоть сто часов рабочего материала и провести хоть пять экспедиций для съёмочной группы, но если сценарий не в состоянии увлечь зрителя внятным сюжетом и предложить ему что-то более похожее на кино, нежели зачитывание цитат романа под подходящий визуальный ряд, тут уже ничто не спасёт. Но с одним создатели точно не прогадали: мысль о том, что природа Территории проверяет людей на прочность транслируется весьма доходчиво – бесконечно долгий фильм в данном случае выглядит натуральным тестом на выносливость.
Василий Марин
МНЕНИЕ "ЗА"
Мы пока не смогли сформулировать это мнение многословно, но если говорить в двух словах: это очень красивое кино.
Игорь Талалаев