БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ
2014, Россия-Украина, 123 мин.
Жанр: военный, боевик, драма
Режиссер: Сергей Мокрицкий
В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Джоан Блэкэм, Никита Тарасов, Вилен Бабичев
Фильмы про Великую Отечественную войну у нас любят снимать с завидной регулярностью. Иногда как-то даже неловко становится: неужели ничем другим, кроме как победой
(как же можно это святое слово писать с маленькой буквы? – прим. патр. ред.) над немецко-фашистскими захватчиками, России больше нечем гордиться?
Очевидно, киношников этот вопрос как-то не особенно волнует. Наверное, потому, что с точки зрения проката всё более-менее в порядке. Судите сами: только разругали дилогию “Утомленных солнцем”, как тут же появляется качественная “Брестская крепость”. Глядишь, сквозь череду сериалов-однодневок, коих на телевизионных каналах теперь пруд пруди, в очередную годовщину Победы на большие экраны просочилось аж три крупных проекта на военную тематику. Оставим в стороне отгремевший “Батальонъ” и не будем заглядывать в будущее насчёт качества ремейка “А зори здесь тихие”, лучше поговорим про “Битву за Севастополь”. Удалось ли фильму произвести впечатление и при этом не втоптать в грязь логику и здравый смысл? Скорее да, чем нет.
Несмотря на тот факт, что производством картины занимались две страны – Россия и Украина, находящиеся теперь не в лучших отношениях, лента не стала жертвой нынешних политических интриг. Производственная кампания прошла спокойно, без подтасовок и грязного пиара. Украинцы разве что название дали более подходящее, а наши прокатчики…наши есть наши и от этого уже, похоже, никуда не денешься!
Судя по названию, фильм должен рассказывать о Севастопольском сражении, но заглавный город только упоминается по мере развития сюжета. Это совсем не значит, что экшена в фильме нет. Он есть, местами даже весьма впечатляющий. Но в центре повествования история одной женщины – легендарного снайпера Людмилы Павличенко. Причём, это не столько биографический очерк, сколько попытка через имя более-менее известного человека показать простую женщину, которая без всякого позёрства, без фальши со стороны играющей её актрисы проживает военное время. И то, как оно её меняет.
В фильме на удивление мало пафоса, что радует. Ни один из актёров, будь-то украинец или русский, не тянет одеяло на себя. Американцы показаны не как пустое место, а как люди-союзники, что свидетельствует о нормальном человеческом отношении со стороны сценаристов. Разумеется, это не значит, что лента лишена минусов. Напротив, всего по мелочи полно. Так, например, хотелось бы больше узнать об отношениях Людмилы и её отца. Мужчины, играющие по сюжету важную роль в жизни героини, на экране больше мелькают ( персонажа Евгения Цыганова могло бы быть и побольше). Визит в США прописан не идеально. Наконец, фотографическое сходство актрисы Юлии Пересильд и реальной Людмилы Павличенко минимально, можно сказать – никакое.
Впрочем, последнее отрицательно не сказывается на впечатлении от просмотра. Оставим за скобками снайперскую карьеру и то, что она делает с человеческой душой Клинту Иствуду. “Битва за Севастополь” – картина, в которой жирно прописана история о женщине, сломленной войной, в то время, когда война была повсюду. Остальные линии местами пунктирны, но в целом у авторов всё получилось. Хочется надеяться, что вот такими осторожными, но ровными и последовательными шагами, российский кинематограф и придёт к правильному изложению событий, о которых, судя по всему, не может не говорить.
Константин Горохов