Бытие рождает сознание. Что бы ни говорили, то, чем нас в последнее время «балуют» центральные телеканалы, прямо или косвенно влияет на психику населения. Недавний проект Первого канала под простым и незамысловатым название «Школа» вызвал настоящий всплеск негодования среди зрителей, плавно перейдя в интернет-сферу. Отовсюду слышались возгласы недовольных – «это мерзость», «так не бывает» или «у нас совсем другие школы». Сериал и вправду временами выходит за рамки корректности – подростки ведут себя порой как настоящие животные. Согласитесь, поколение, воспитанное на советских картинах о подростках – «Розыгрыш» или допустим «Это мы не проходили» никак не может понять новый сериал. «Откуда взялись эти дети? Мы не таких воспитывали!» – уверенно говорят они. Им вторят остальные: «Школа не зоопарк, там все хорошо и прекрасно». Что же, каждый остается со своими заблуждениями. Современные учебные заведения изменились. И не так как бы этого хотелось старшему поколению.
Федеральные каналы давно уже привыкли гоняться за рейтингами. Почему-то родители перестали реагировать на засилье передач, где родственники поливают друг друга грязью, устраиваются показные суды, мелькают кадры изуродованных трупов, буйствует петросяновщина. А тут, понимаешь ли, наши дети, самое святое, – как посмели на них покуситься? А то, что те же самые подростки свободно смотрят по телевизору вышеперечисленное, проецируя на себя, забывают. Тем более в современном мире, в котором все помешаны на зарабатывании денег, своей внешности или подмене настоящей жизни суррогатом. Т.е дети зачастую остаются наедине со своими демонами, порой играя во взрослую жизнь. А там возникают совсем иные проблемы и действуют другие законы.
Современный отечественный кинематограф в последнее время не балует зрителя картинами о подростковом сегменте нашего общества. Из последних можно лишь вспомнить ремейк «Розыгрыша», но о нем лучше не упоминать, ввиду его полнейшей беспомощности. Все изменилось с приходом в кинематограф питерской девчушки
Валерии Гай Германики, прогремевшей со своей лентой о девятиклассницах «Все умрут, а я останусь». Германика во многих моментах не отворачивала стыдливо камеру, не привыкла. Каждая ее героиня предоставлена самой себе при полном равнодушии со стороны взрослых. Заканчивающееся детство и постепенно начинающаяся юность. Покупка жвачек с наклейками сменяется покупкой алкогольных коктейлей. Трогательные похороны кошки на заднем двор школы – фантазиями о первом сексуальном опыте. Подростковая жестокость цвела в картине Германики пышным цветом – избиение одноклассников и съемка всего этого процесса на камеру, быстрый перепихон в подвале и распитие алкоголя в туалете.
У «Школы» и «Все умрут» – один автор. Из фестивального и в чем-то маргинального режиссера получился отличный создатель молодежного сериала на Первом канале. Хорошо это или плохо, оставим на совести продюсеров. Интересно другое: в кое-то веки на телевидении появилась альтернатива «Барвихам» и «Универам». Конечно, искренность Германики улетучилась, цинизм стал форматно-показным, но возникло некое подобие диалога. Учителя, по большому счету, старшее поколение, принять подобный диалог не желает, им хочется оставить все как есть. Попросту закрыть глаза на проблему.
Германика, бесспорно, многие вещи показывает чересчур выпукло, гипертрофированно. Да и она сама признается, что съемки сериала лишь способ прокормить семью и занять время перед новым проектом (скорее всего, зарекомендовать себя в глазах влиятельных продюсеров). Но с другой сериал питерского режиссера больше всего идентифицируется со словом «правдивый». С другой стороны, многие талантливые кинодеятели занимаются продюсированием молодежных глупых сериалов с ненастоящей жизнью, чтобы потом потратить дивиденды на что-то авторское, неконвейерное (Хлебников продюсирует к примеру тээнттэшный "Жизнь на районе"). Здесь же человек делает то, что умеет (а скорее это пока все, на что способна Германика).
Удивляет больше всего тот факт, что многие педагоги, резко высказывающиеся о фильме, даже не удосужились его посмотреть. Я не поленился позвонить своим школьным учителям и довольно часто слышал ответ, сериал не смотрим, но осуждаем. Удивительное дело. А кто-то и говорить не желает, чего-то боятся. Чего только? Может того, что на самом деле наблюдают это у себя в школах? Или не интересуются ничем, кроме своей работы? Как известно, дыма без огня не бывает.
Конфликт отцов и детей древний, как сам мир. Не услышанные вовремя дети, вырастают и попадают в негостеприимное общество, где всю жизнь бегут по замкнутому кругу – карьера-деньги-несбыточные мечты. Для многих эта безысходность становится определяющей. Уже их дети вообще попадают в культурную изоляцию. Насилие, бездуховность, животное начало. Первый канал, как и обещал, выпустит сериал видимо полностью, несмотря на окрики со стороны. Вопрос, смогут ли взрослые отреагировать на него адекватно и сделать верные выводы, прекратив отстраненно наблюдать за тем, что стало, увы, привычной нормой среди их детей.