МАРСИАНИН (THE MARTIAN)
2015, США, 141 мин.
Жанр: фантастика, приключения
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Кристен Уиг, Джефф Дэниелс, Майкл Пенья, Шон Бин, Кейт Мара, Себастьян Стэн, Чиветель Эджиофор
Назвать «Марсианина» космическим Робинзом Крузо не успел только ленивый. Сравнения нового фильма о злоключениях астронавта, застрявшего на Марсе, и эпопеи Дефо действительно небезосновательны: оба произведения о людях, потерпевших крушение и попавших туда, куда не ступала нога человека. О сопутствующих проблемах выживания, когда решение одной задачи тянет за собой возникновение пяти новых. И об одиночестве, способном погубить самое страстное желание жить. Но, как известно, у Робинзона был Пятница. У Марка Уотни был компьютер, позволявший ему записывать видео монологи, обращенные, по большей части к самому себе, и целый ящик с горячо нелюбимым диско семидесятых.
Как и любая действительно стоящая история, «Марсианин» совмещает в себе множество элементов: тут есть философские размышления и тонкий психологизм, прекрасно подчеркнутый широчайшей гаммой эмоций, напряженно-захватывающая история и выразительный юмор. Ленту можно назвать совершенно комплексной: все детали отточены до мелочей, визуальная часть потрясает и завораживает, а музыкальное сопровождение прекрасно отражает настроение фильма, диапазон которого варьируется от драматического до умиротворенного. Все это сливается в единую картинку, но на первый план все равно выходят актерские работы. В первую очередь речь, конечно, идет о Мэтте Дэймоне, который отлично вжился в роль Марка Уотни, застрявшего на планете с минимальными шансами на выживание. Попав в ситуацию, когда спасение утопающих дело рук самих утопающих, Марк использует любые, даже самые маловероятные способы вернуться домой, попутно развлекая и подбадривая себя отсылками к массовой культуре и жизни, продолжающей свой ход в миллионах километрах от него.
Действие, периодически перемещающееся в Космическое Агентство и на космический корабль «Гермес», вводит в сюжет множество новых героев, которые, по большей части, сливаются друг с другом. Конечно же, громкие имена в титрах и выдающиеся заслуги, например, Джеффа Дэниелса и Шона Бина, без труда заставляют обратить внимание зрителя на их персонажей. То же самое можно сказать и о некоторых эпизодических героях, харизматичность и притягательность которых иногда буквально крадет кадры у всего остального каста. Но самое пристальное внимание все равно обращено к герою Дэймона, который с лихвой окупает предоставленное ему доверие.
Фактически единственным недочетом, на который можно обратить внимание, оказывается фантастическая составляющая: по заявлениям специалистов, например, некоторые события, показанные в фильме, просто не могут иметь место в реальной жизни. Также вопросы у настоящих космических экспертов вызывают созданные из подручных материалов устройства, да и вообще, существует слишком много критериев, которые не позволяют назвать фильм реалистичным или правдоподобным с научной точки зрения. Но стоит отметить, что этот недостаток носит скорее субъективный и не критичный характер: на то она и фантастика, что показывает возможные пути решения проблем и зачастую невероятные устройства, а не представляет собой четкую инструкцию по созданию работающих в реальности прототипов. Ведь художественное кино смотрят те, кто хочет получить свою дозу адреналина или вдохновения, но уж точно не конкретные инженерные алгоритмы. Именно поэтому «Марсианин», даже несмотря на какие-то научные неточности, оказывается дееспособным, абсолютно жизнеутверждающим и невероятно красивым фильмом. Он представляет собой отличное перенесение книжного бестселлера на большой экран, несколько упрощенное, но все так же наполненное с одной стороны драматичностью и огромным размахом, а с другой – юмором и недюжинной долей оптимизма.
В конечном счете, «Марсианин» прекрасно справляется сразу с несколькими задачами. Во-первых, он является блестящим образцом научной фантастики, совмещающим в себе ключевые элементы жанра: захватывающие космические приключения, невероятные ландшафты красной планеты, жизнеутверждающий юмор и яркий пример того, насколько важны человеческая сплоченность и умение быть стойким и не сдаваться. Во-вторых, новая картина Ридли Скотта выполняет, наверное, самую важную функцию - популяризацию науки.
Никому не придет в голову спорить с утверждением, что интерес к изучению космоса на протяжении многих веков поддерживается с помощью научной фантастики. Человеческая фантазия поистине безгранична в произведениях всех эпох – от древних мифов и легенд до современных космических саг – виден интерес человечества к неизведанным звездам, планетам и тому, что еще находится где-то там, за невидимым рубежом. Достаточно только вспомнить о молодых людях, которые в шестидесятые настолько вдохновились такими сериалами как «Доктор Кто» и «Стартрек», что решили навсегда связать свою жизнь с изучением космоса. Многие из них позднее пришли в NASA и, надо сказать, добились немалых успехов, сумев даже претворить в жизнь даже те изобретения, которые долгое время считались лишь простыми выдумками, плодами необузданной человеческой фантазии.
Наука движется вперед, подогреваемая интересом ученых и их непреодолимой тягой к знаниям. Но еще она развивается благодаря воображению и фантазии, и в этом случае «Марсианин» - наглядная и изящная попытка привлечь внимание молодых людей к космосу, его проблемам и загадкам. Можно сколько угодно времени рассуждать о том, насколько в настоящий момент времени возможно освоение космических пространств или, к примеру, колонизация того же самого Марса. Можно спорить о технических неточностях, показанных в фильме, или доказывать, что подобные события не смогли бы произойти, а устройства не стали бы работать. Но речь здесь идет не о каких-либо абстрактных технических аспектах, главная мысль заключается в том, что космос представляет собой глобальную лабораторию для глобальной науки. Ну, и о том, насколько ценны страсть и преданность своему делу, мужество, умение выживать и при любых обстоятельствах не терять присутствия духа и надежды.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 8 октября