По итогам голосования в недрах редакции премьера этого фильма была названа самой ожидаемыой из всех, что ждут нас в следующем году. А значит нужно рассказать о нем подробно.
ВЫЖИВШИЙ (THE REVENANT)
Премьера: 7 января
Жанр: пре-вестерн, драма
Производство: США
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон, Уилл Поултер
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5
Алехандро Гонсалес Иньярриту в настоящий момент является одним из самых одиозных кинопостановщиков. Перечислять список его заслуг и регалий можно очень долго, потому ограничимся лишь самыми яркими штрихами, включающими режиссерский «Оскар» за художественную картину «Бёрдмэн», которая также была признана лучшим фильмом на последней церемонии американской киноакадемии, а также очень тепло принятую критиками трилогию смерти в составе «Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон». К тому же мексиканец известен своими новаторскими методами работы, которые выгодно отличают его от других кинематографистов. Не стал в этом плане исключением и новый проект Иньярриту, за который постановщик взялся, едва перевел дух после окончания трудов над «Бёрдмэном».
В основе сюжета «Выжившего» лежит реальная история уроженца Филадельфии, траппера – охотника на пушных зверей – Хью Гласса, который в 1823 году в составе небольшого отряда, именуемого «Сотней Эшли» (командовал группой генерал Уильям Эшли) направился вверх по реке Миссури с целью исследования ее истоков. Путь, однако, оказался не таким простым, как рассчитывали путешественники. Так, отряду пришлось пережить атаку индейцев, в результате которой группа понесла потери, а Гласс и еще несколько человек отделились от основной обоймы и под командованием майора Эндрю Генри решили следовать собственному маршруту.
По пути до места назначения, на развилке Гранд-Ривер, Хью, ненадолго отлучившись от своих компаньонов, повстречал медведицу гризли. Животное нанесло ему глубокие ранения, прежде чем друзья Гласса, привлеченные его криками, не убили грозного зверя. Раны американца были смертельными, поэтому Генри принял решение не задерживаться на этом месте, оставив со своим товарищем двух членов команды, которые должны были позаботиться о его захоронении. Двумя избранными стали Джим Бриджер и Джон Фицджеральд. Они выкопали могилу и стали дожидаться кончины обреченного. Однако, несмотря на серьезные увечья, Гласс и не думал умирать. Фицджеральд, опасавшийся очередного нападения индейцев, убедил Бриджера бросить раненого и как можно скорее нагнать свой отряд. Забрав все снаряжение Хью (зачем покойнику оружие и провизия?), они довольно скоро воссоединились с группой майора и заверили того, что Гласс скончался.
Истерзанный, голодный, полуживой, находящийся на грани отчаяния Гласс, тем не менее, остался жив. Решив во что бы то ни стало добраться до ближайшего населенного пункту, коим был форт Кайова, удаленный от первопроходца на расстоянии более трехсот километров, бедолага двинулся в путь. Идти он не мог, так как у него была сломана нога. Пришлось ползти. Питался Гласс корнями, ягодами, мертвыми животными, которые встречались ему по дороге. Он полз шесть недель, пока наконец не добрался до реки Шайенн, преодолев около половины пути – 160 километров. Но судьба не сжалилась над мужественным человеком, преподнеся ему встречу с индейцами сиу. Удивительно, но краснокожие не тронули колониста, но накормили и выходили его. Видимо, их поразили необыкновенная отвага и впечатляющий характер мужчины.
Накопив силы, исследователь продолжил свое путешествие к форту. Он мечтал только о том, чтобы отомстить своим былым товарищам, расправиться с ними. Оставшийся путь Гласс преодолел без происшествий, а когда встретил Бриджера и Фицджеральда, то забыл о своей ненависти и простил их.
Эта история, разумеется, не осталась без внимания писателей. В 1994 году Роджером Желязны в соавторстве с Джеральдом Хаусманом была написана книга «Дикие земли», а в 2002-м свет увидела новелла Майкла Панке «The Revenant: A Novel of Revenge» (на русском языке произведение было впервые опубликовано под заголовком «Возвращенец» в 2015 году), которая еще до своего выхода в свет заинтересовала Голливуд. Права на книгу были приобретены в августе 2001 году известным продюсером и сценаристом Акирой Голдсманом («Игры разума», «Я, робот», «5-я волна»).
Первоначально планировалось, что картину поставит Пак Чхан Ук – режиссер «Сочувствие господину Месть» и «Олдбоя», а на главную роль будет утвержден Сэмюэл Л. Джексон. Но у южнокорейского постановщика возникли другие планы, к тому же сценарий был далек от завершения, и потому производство фильма было отложено в долгий ящик. О «Возвращенце» вспомнили в 2010 году, когда первая версия скрипта, над которым трудился Дэвид Рэйб («Фирма»), была переработана Марком Л. Смитом («Вакансия на жертву»). Годом спустя к проекту подключился Иньярриту, также приложивший руку к тексту будущей ленты. Мексиканца привлекла идея воздаяния и стойкости человеческого духа в обрамлении суровой дикой природы, пленяющих заснеженных истоков Миссури. В августе 2011 года был подписан контракт с режиссером, а финансирование кинокартины взяла на себя студия New Regency.
Основными кандидатами на ключевые роли постановки будущий лауреат «Оскара» видел Леонардо ДиКаприо и Шона Пенна. Переговоры с ДиКаприо оказались успешными, и актеру был доверен образ Хью Гласса. А вот Пенн оказался менее сговорчивым и, сославшись на напряженный рабочий график, выбыл из проекта.
В марте 2012 года препродакшн фильма был вновь заморожен, Иньярриту переключился на свой другой фильм, занявшись «Бёрдмэном». Определенные проблемы постановщику доставили споры о планировании бюджета кинофильма. Для реализации сценарных задумок Иньярриту был обещана сумма в размере $60 млн. Но у главы специально созданной для финансирования кинопостановки компании Worldview Entertainment возникли противоречия с владельцами Regency Enterprises. Позже, когда разногласия были устранены, а съемочный процесс шел полным ходом, бюджет «Выжившего» (официальное российское название фильма) увеличился до 135 миллионов.
Кроме ДиКаприо в ленту попал Том Харди, которому досталась роль антагониста Джона Фицджеральда. Джимом Бриджером стал Уилл Поултер («Мы – Миллеры»), майором Генри – Донал Глисон («Анна Каренина», «Из машины»), который только-только засветился в блокбастере «Звездные войны: Пробуждение силы».
Производственный процесс стартовал в Британской Колумбии – провинции на западе Канады – в октябре 2014 года. Места, выбранные членами группы Иньярриту, отлично подходили для фильма. К тому же кинематографисты воспользовались льготами, которыми страна манит голливудских небожителей.
В январе 2015-го роман Панке был переиздан на территории Соединенных Штатов в новой твердой обложке. Интересно, что реклама нового издания была запрещена, так как автор книги к тому моменту уже состоял в качестве посла США в ВТО.
Интересно, что фильм снимался в хронологической последовательности: после работы над сценарной сценой А следовала работа над сценой Б. А сам продакшн занял девять месяцев. Это произошло по причине удаленности локаций, где работала команда Иньярриту, от жилых поселений, а также ужасающими погодными условиями, ведь съемки проходили под открытым небом. Обыкновенно крупные голливудские проекты не снимаются подобным образом. Затянувшиеся съемки вынудили команду совершить незапланированный перелет. Так как снег стал таять, Иньярриту и его группа посетили север Аргентины, а также США, где в августе 2015 года и был завершен съемочный процесс.
Иньярриту в очередной раз продемонстрировал свою причудливость, граничащую с чудаковатостью. Что из этого выйдет? Как знать, быть может, «Выживший» станет новой вехой в славном послужном списке маститого постановщика (наша
рецензия, кстати, дает ответы на этот вопрос)? Ведь помимо уважаемых актеров фильм, очевидно, будет претендентом на награды за работу оператора, ведь за камерой фильма находился Эммануэль Любецки – обладатель двух последних «Оскаров» в этой категории за фильмы «Гравитация» и «Бёрдмэн» (шансы на триумф высоки: все сцены «Выжившего снимались исключительно при естественном освещении, что является нонсенсом для современного кино). А зрителям остается надеяться на то, что новый фильм мексиканского режиссера в конце концов принесет Лео заслуженный «Оскар» – не по совокупности усилий, но по справедливости.
Геннадий Гусев