ЗАТМЕНИЕ (REGRESSION)
2015, Испания-Канада, 106 мин.
Жанр: хоррор, триллер, детектив
Режиссер: Алехандро Аменабар
В ролях: Итан Хоук, Эмма Уотсон, Дэвид Тьюлис, Девон Бостик, Арон Эшмор, Дейл Дикки
Режиссер "Других" Алехандро Аменабар возвращается к жанру триллера, с которого он и начинал свою карьеру в начале девяностых. В "Regression", помимо традиционных загадок и твистов, ещё и присутствует солидная претензия на психологическую глубину с достаточно интересной центральной идеей. А также имеют место: бытовое насилие, религиозный фанатизм, сатанинские культы, манипулирование сознанием – казалось бы, дальновидному постановщику есть где развернуться. И при этом, для пущей серьёзности, в начале нас ожидает надпись о том, что мотивом для фильма послужили реальные события. Но, к сожалению, уже с первых минут манера подачи материала и общая атмосфера картины будто бы принципиально настроены на то, чтобы разубедить нас в последнем факте.
Итан Хоук играет детектива Киннера: ему поручено дело о сексуальных домогательствах девушки (Эмма Уотсон) своим отцом. Анджела подписала заявление в полицию, в котором отметила, что "больше не может этого выносить". При этом, отец не отрицает своей вины, говоря, что "дочь никогда не лжёт" – он готов сотрудничать со следствием, но утверждает, будто не помнит этих событий. И чтобы сложить картину воедино, детектив начинает работать вместе с психологом (Дэвид Тьюлис), с которым они пытаются добыть нужную информацию посредством гипноза. Аменабар со зрителем не церемонится, а сразу "берёт быка за рога": в сюжете моментально всплывает множество мерзких подробностей прошлого, расследование становится всё запутанней, а бьющий по нервам саундтрек надрывается так, как будто перед нами не полицейский детектив, а очередная часть какого-нибудь "Астрала". Картина работает на интригу в двух направлениях: во-первых, это банальное "что же произошло на самом деле". Во-вторых, до конца не понятно, присутствует ли в истории мистическая составляющая, или же всё ответы будут иметь рациональное объяснение. Вскоре речь заходит о возможном заговоре с участием сатанистов – и следователь как-то подозрительно быстро теряет хладнокровие. А фильм тем временем продолжает дразнить нас элементами сюрреализма, пытаясь таким образом поддерживать градус интриги.
Однако, регулярно появляющиеся вставки с эпизодами сатанинского культа разрушают все намёки на заявленный психологизм и многосложность, оборачивая происходящее на экране в подобие заурядного шаблонного хоррора с картонными персонажами, не слишком обременёнными интеллектом. Поначалу ещё можно ощутить какое-то напряжение, но режиссёр ходит по кругу, вставляя раз за разом похожие эпизоды, которые в итоге оказываются либо просто снами, либо фантазиями – и в конце концов уже никакого интереса не вызывают. Само расследование становится всё более хаотичным и всё дальше уходит от здравой логики, а промежуточные кульминационные моменты сводятся к тому, что герои истерично орут друг на друга. Во главу угла встаёт атмосфера паранойи, а не сложность характеров – поэтому Хоук как-то невзначай выдаёт совершенно неубедительный перфоманс без должной харизмы. С суппортом дела обстоят поинтереснее: в частности, это касается Уотсон и Дикки – но развернуться им здесь негде: сюжет лишь накручивает интригу, но первопричины конфликта для него не имеют значения. Да и Тьюлис в роли психиатра смотрится неплохо исключительно из-за колоритного типажа. А действие тем временем продолжает наматывать круги, превращаясь в какое-то скучное подобие игры "правда или вымысел", в которой зрителю предполагается угадать, какие сцены могут помочь в разрешении главной загадки, а какие, наоборот, вставлены режиссёром только лишь для отвода глаз, лишнего скримера ради.
Фильм во второй половине тихонько сдувается: как-то сама собой приходит на ум мысль о том, что "верное решение обычно оказывается самым простым" – и концовка практически не удивляет. Другое дело, что Аменабар пытается тут взглянуть на вещи в более широком смысле – и этот месседж определённо заслуживает внимания. Только проблема в том, что основная масса "философской нагрузки" оказывается компактно оформлена текстовыми вставками на финальных титрах. К тому же, развязка решает далеко не все проблемы с логикой – очевидно, что амбиции сильно перевешивают фактический результат. При более продуманном сценарии и аккуратной режиссуре из подобного материала могло бы получится что-нибудь монументальное, наподобие той же "Таинственной реки", но в итоге мы имеем проходной полицейский мини-сериал, да ещё и закованный зачем-то в неоправданные декорации псевдо-мистического хоррора.
Василий Марин
В кинотеатрах с 4 февраля