ТОП-МОДЕЛЬ (THE MODEL)
2016, Дания, 105 мин.
Жанр: мелодрама
Режиссер: Мадс Маттисен
В ролях: Мария Палм, Эд Скрейн, Ивонник Мюллер, Кристиан Абарт
Эмма, выросшая где-то в провинции Дании, мечтает о карьере модели. Мечтает так сильно, что с ходу отправляется покорять Париж. Мечтает так страстно, что когда после первого же провала в агентстве ее спрашивают, задумывалась ли она вообще о том, что такая карьера не для нее, замирает едва ли не на минуту. Эмма даже после череды неудач хочет пробиться любыми силами, постепенно начиная осознавать, кем надо быть, чтобы достичь успеха в этой области. А потому, сталкиваясь на одной из вечеринок с известным фотографом Шейном, который накануне отказался с ней работать, совершенно теряет голову: сначала ведет его за собой на танцпол, потом целует, а под конец, словно опомнившись, сбегает, как Золушка с королевского бала. Шейн, конечно, не волшебный принц, но он все же приятно удивлен и на следующий день решает возобновить контракт с девушкой, а вскоре и вовсе делает ее своей личной музой. Перед Эммой наконец-то распахивается чудесная дверь, ведущая в мир высокой моды, подиумов и фотосессий.
Однако, как можно догадаться без любых трейлеров и синопсисов, такая красивая жизнь очень быстро показывает себя и с другой, менее приглядной, стороны. Все знают, что красота требует жертв, красота, же возведенная в культ и тесно связанная с индустрией моды, приносящей огромную прибыль и диктующей собственные правила чуть ли не для всего мира, требует просто массовых жертвоприношений.
Фильмы, затрагивающие темные стороны любой индустрии, появляются регулярно, причем независимо от страны или показанных в них «секретов профессии»: в конце концов, люди везде одинаковые. Именно поэтому и способы сбегать от собственных ошибок и множить новые почти всегда совпадают: секс, наркотики, алкоголь, дополняемые яростным желанием «откусить кусок побольше» или уничтожить соперника (хорошо, если не в прямом смысле). Ревность, паранойя и психоз – самые распространенные спутники такой жизни.
Само собой, такие разгульные эпизоды должны периодически разбавляться внятными проявлениями сюжетной линии и (желательно) какими-либо техническими или профессиональными мелочами: прослушивания для фильмов о музыкальной индустрии, создание рекламных роликов для пиара, фотосессии и показы – для моды. В «Топ-модели», к сожалению, страдают практически все компоненты. Растянутая завязка перетекает в невыносимо заторможенное продолжение, при этом сюжет банален и предсказуем чуть более, чем полностью. Судите сами – молоденькая девушка, только попавшая в свой «мир мечты», слишком боится потерять то, что ей досталось, а потому делает все, что ей говорят, лжет, устраивает публичные истерики, спит со всеми подряд и пытается выбраться из этого порочного круга (разумеется, тщетно). При этом здесь не находится ни удачных операторских, ни сценарных находок – в распоряжении имеется пара куцых кадров с Парижем, несколько отрывков с фотосессий, ежевечерние кутежи «элиты». В итоге же – ни размаха модельного бизнеса, ни камерной напряженности.
Мария Палм выглядит достаточно выразительно на фотографиях и во время сессий –профессиональные навыки все же сказываются (к тому же, если иметь хотя бы незначительное представление о начале ее карьеры, «Топ-модель» может показаться даже отчасти биографической). Однако на протяжении всего фильма ее героиня не вызывает никакого эмоционального отклика, не то из-за вечно отсутствующего выражения лица, не то из-за скудно прописанного характера. Скрейну также особо нечего играть, еще один человек из индустрии, прогнивший, выжимающий все соки из новых жертв и бегущий дальше – по делам или же развлекаться. Откровенные сцены здесь присутствуют ради откровенных сцен, похоть ради похоти, разврат ради разврата.
Заявленный жанр «Топ-модели» – «мелодрама», хотя если судить более осмысленно, «драма» выглядела бы более уместно. С течением времени зритель видит, как Эмма все глубже и глубже увязает во всей этой грязи, но за счет своего нежного возраста и наивности (главной героине по сюжету нет и двадцати лет), выбраться у нее не получается. Все более драматические ситуации, которые происходят с начинающей моделью по идее должны как-то накалять атмосферу, подготавливая зрителя к неминуемому катарсису, но единственная мысль, которая не покидает голову во время просмотра – это «поскорее бы финал». Который, кстати говоря, не спасает даже отдающая горько-сладкими нотками ирония.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 5 мая