ЧЕРНЫЕ ПРАЗДНИКИ (HOLIDAYS)
2016, США, 105 мин.
Жанр: ужасы, черная комедия
Режиссеры: Кевин Смит и все-все-все
В ролях: Сет Грин, Лоренца Иззо, Харли Куинн Смит, Клэр Грант, Майкл Гросс
Давно прошли те славные времена, когда Санта-Клаус спускался по дымоходу и щедро одаривал послушных детишек прекрасными подарками, когда пасхальный кролик был символом плодородия, а любимые в День влюбленных радовали друг друга романтическими сюрпризами. В новейшую эпоху некогда добрые праздники превратились в мрачные и темные истории, по крайней мере, по мнению авторов антологии ужасов «Черные праздники». Восемь новелл от разных хоррормейкеров, каждая из которых тесно связана с тем или иным празднеством, призваны убедить зрителя в том, что инфернальные ништячки не дремлют даже в самые светлые дни года. А может, все это просто наше разыгравшееся нездоровое воображение? Что ж, проверим.
Беда многих киноальманахов – это неровность темпа, порой раздражающая настолько, что автору неудавшегося короткого метра хочется устроить сплаттерпанк-шоу местного разлива где-нибудь в ближайшей подворотне. И если недавний «Город монстров», сосредоточивший внимание лишь на одном Хэллоуине и подаривший зрителю мультижанровую, сатирическую и весьма изобретательную киновакханалию, был симпатичным экспериментом (плюс к проекту были прикреплены такие хорошие дяденьки, как Даррен Линн Боусман или Нил Маршалл, например), то «Черные праздники», погрязшие в нарочито гипертрофированном гротеске и так и не определившиеся, что конкретно они хотят дать хоррор-гику, представляют из себя нечто невразумительное и где-то даже странное. За сто минут экранного времени у зрителя имеется возможность «праздновать» по-черному, только, как оказалось, праздновать-то особо и нечего.
По-хорошему, внимания заслуживают лишь три короткометражки – открывающая занавес, сделанная от чистого сердца и вдохновленная кинговской «Кэрри» «День св. Валентина» Кевина Колша и Денниса Уидмайера, начиненная крепким саспенсом «День отца» Энтони Скотта Бернса и рождественско-психологическая sci-fi зарисовка с Сетом Грином в главной роли, поставленная Скоттом Стюартом. Все остальные новеллы – весьма посредственные мелкие шалости, где рассказывается о том, что, например, New Year не такой уж и happy, если в доме есть топор, а Лоренца Иззо – чокнутая маньячка, что далеко не новость; или о том, что web-модели – вовсе не шлюхи, как могли подумать некоторые несведущие. Кстати, историю о веб-камерных богинях рассказал сам Кевин Смит, и его хэллоуинская хулиганская история о сладкой мести стилистически сильно разнится от остальных, правда, и не скажешь, что за счет этого выглядит выигрышно. Еще после «Бивня» стало окончательно ясно, что старина Кевин – чувак без тормозов.
Если же кто-нибудь всерьез думает, что «Черные праздники» смогут перевернуть с ног на голову наше привычное представление о разного рода торжествах, то смеем разочаровать. Скорее это еще одна не очень убедительная попытка поиграть с обострившимися накануне чего-то важного человеческими страхами, эдакий макабрический путеводитель по темной стороне людской сущности. Боваризм, призванный не напугать, но дать пищу для размышлений. К сожалению, имеющийся формат подразумевает определенные рамки и не позволяет полностью раскрыть весь потенциал. Однако неважно, будь то Пасха, или же какой-нибудь День св. Патрика, ведь праздники – это настоящий ад, и устоявшиеся традиции, также как и предпраздничная канитель – все равно никуда не денутся. А страхи… Может, все это просто наше разыгравшееся нездоровое воображение?
Денис Федорук
В кинотеатрах с 12 мая