ШОКОЛАД (CHOCOLAT)
2016, Франция, 110 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Рошди Зем
В ролях: Омар Си, Джеймс Тьерре, Клотильда Эсме, Оливье Гурме, Фредерик Пьеро
Конец XIX века. К директору одного из провинциальных цирков приходит некогда известный клоун Футит, который нуждается в постоянной работе. После не слишком удачной демонстрации, хозяин заведения вполне ясно дает понять, что время славы для Футита прошло и ему стоит либо сменить репертуар, либо найти себе другое занятие. Тем же вечером на арене выступает Рафаэль Падилья, негр, играющий роль каннибала и пугающий публику своими дикими выходками. Почти отчаявшийся артист видит в нем потенциал и предлагает работать в дуэте. Рафаэль нехотя соглашается, скорее из-за возможных финансовых перспектив, чем тяги к искусству.
После неожиданного успеха (секрет которого заключался в том, что Футит просто-напросто хорошенько отпинал растерявшегося Рафаэля прямо на сцене, чтобы хоть как-то спасти номер), дуэт постепенно срабатывается, а после того, как новоиспеченные друзья получают приглашение выступать в парижском «Новом цирке», будущее и вовсе начинает казаться безоблачным. В течение нескольких лет удача Футита и Шоколада (псевдоним, лучше подходящий для клоуна, чем бывшее каннибальское Кананга) не иссякает, однако, парижская жизнь, оказывается наполнена не только славой, но и множеством проблем. Рафаэль оказывается втянут в водоворот искушений светского общества: женщины, дорогие вещи, азартные игры, неизменно ведущие к долгам. Не дремлют и завистники, доносящие на клоуна в полицию (у Шоколада, несмотря на всеобщее признание, все еще нет документов) и коллеги, провоцирующие конфликты прямо за кулисами.
Одной из главных тем, раскрывающихся в ленте Рошди Зема несомненно является тема расизма. Даже на заре просвещенного и цивилизованного двадцатого века на первый план выходят зверства со стороны европейского общества, насильно «окультуривающего дикарей» в Старом Свете, не говоря уже о том, что творится в дальних колониях. Шоколад спустя какое-то время начинает осознавать, что на него смотрят как на очередную экзотическую вещицу, он такой же аттракцион, как и африканские деревни на французских колониальных выставках. Попросту мальчик для битья. Разница между ним и теми, кто заперт в клетках, в заработке, но не в отношении: почти физическое ощущение презрения, страха и ненависти к нему не только сохраняется, но и усиливается на протяжении всего фильма. Люди еще могут принять чернокожего клоуна в цирке, но, когда поддавшийся сильнейшим внутренним импульсам Шоколад решает исполнить роль Шекспировского Отелло в театре, пусть даже и авангардном, единственно возможная реакция публики не заставляет себя ждать. Расизм здесь имеет вполне ощутимую подоплеку, буквально выраженную в нескольких столетиях гнета и принижения: детские воспоминания Рафаэля об отце, прислуживающем колонизаторам, смешиваются с его жизненным опытом. Беседы с гаитянином Виктором, с которым Шоколад знакомится в тюрьме, открывают ему глаза, но в то же время пробуждают в нем горячее желание стать настоящим артистом, человеком, способным что-то изменить, сломать принятые в обществе устои.
Имя Шоколада не зря вынесено в название картины. Да, его как клоуна открывает Футит, но это его история, которую он проживает, от детства на плантациях до жизни в Париже. Омар Си здесь просто неподражаем – элегантный и яростный, запутавшийся в собственных решениях и признающий свои ошибки. В тоже время его прекрасно оттеняет Джеймс Тьерре, внук Чарли Чаплина, акробат, танцовщик, мим, актер и режиссер. Другими словами, человек, у которого вся жизнь прошла в театральном и цирковом окружении и который прекрасно разбирается во всех механизмах индустрии. Футит в его исполнении с первых же минут вызывает ассоциацию с тем самым жестоким анекдотом про грустного клоуна на приеме у психотерапевта. Это тот персонаж, коего можно описать его же единственной репликой: «иногда я рыдаю до изнеможения, а затем надеваю костюм и иду развлекать публику». Он предстает человеком хладнокровным, собранным, целеустремленным и невероятно закрытым. Однако, даже несмотря на отстраненность персонажа и его чрезмерную дисциплинированность, прослеживается его ранимость и вынужденность жизненных установок: в свое время вкусив славы, Футит прекрасно понимает, как она влияет на людей и знает, что случится, если он не будет держать себя в руках. Осознавая, в отличие от Шоколада, к чему приведет беспутная жизнь, он стоически противостоит всяческим соблазнам. Иногда выпивает, но не курит, не водится с женщинами (как, впрочем, и с мужчинами), непонятно куда вкладывает немаленькие гонорары за выступления. Для него работа – единственный смысл жизни и невероятно тяжелый труд, а потому он без остатка отдает себя призванию, и именно такое поведение резко контрастирует с тем образом жизни, который предпочел для себя Рафаэль.
Стоит отметить, что во время просмотра (да и после него) не возникает никакого желания разбивать картину на части и пристально анализировать каждый компонент. Но если все же постараться это сделать, будет крайне сложно выделить что-то одно. В «Шоколаде» хорошо все – от музыкального сопровождения до стилизации, от цепляющей актерской игры и впечатляющего взаимодействия между персонажами до драматургии. Проблема расизма, тема неискушенного человека в мире высшего общества, вопросы любви и дружбы, партнерства и взаимовыручки, преданности и предательства, благодарности и зависимости, поиск и раскрытие себя с помощью искусства (не зря здесь огромный культурный пласт представлен творчеством Шекспира), слава и зависть окружающих – разброс тем огромен и фильм невероятно красочно раскрывает практически каждую из них, делая «Шоколад» по-настоящему монументальным полотном.
Разумеется, в наши дни больший набор тех трюков, что показаны на экране, выглядит чересчур наиграно и глупо, но стоит помнить о том, что Футит и Шоколад произвели настоящую революцию в этом жанра более ста лет назад, заложив основы классики циркового искусства. И несмотря на кажущуюся простоту представлений, именно на их примере отношения героев получают возможность раскрываться на всех отрезках эмоционального спектра. Взаимодействие в самом начале пути, когда они только учатся выступать вместе, притираются друг к другу и вместе придумывают номера выглядит трогательно и забавно, дальнейшее продолжение дружбы, полное кризисов и глубоких конфликтов, работающих в обе стороны, – драматично и болезненно.
Сложно сказать, какой выбор для героев был бы правильным в той или иной ситуации – в этой истории по определению нет и не может быть ни правых, ни виноватых, и поэтому картину интересно смотреть. «Шоколад» в итоге оказывается многогранной, наполненной переживаниями лентой, это кино, которое не просто воссоздает давно ушедшую эпоху или отдает дань памяти двум забытым на десятилетия артистам: вместо сухой и бездушной исторической реконструкции, которую можно было бы ожидать, зритель видит подлинную человеческую трагедию. Здесь важны в первую очередь выразительные портреты людей, имеющих как собственные пороки, так и добродетели, и пытающиеся, что называется, «жить эту жизнь». И именно такое отношение придает фильму немалую долю очарования и энергетики и заставляет его играть новыми красками.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 12 мая