ЛЮДИ ИКС: АПОКАЛИПСИС (X-MEN: APOCALYPSE)
2016, США, 143 мин.
Жанр: фантастика, фэнтези, экшн, приключения
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Оскар Айзек, Роуз Бирн, Эван Питерс, Софи Тернер, Тай Шеридан, Оливия Манн
МНЕНИЕ "ЗА"
Два года назад в своем новом фильме о мутантах Брайан Сингер провернул рисковую авантюру, ловким движением руки существенно изменив историю и поставив события оригинальной трилогии «Людей Икс» под сомнение, что оставило массу возможностей для дальнейшего развития франшизы. «Дни минувшего будущего» были интересны в первую очередь именно своей концепцией сочетания будущего и прошлого и их совместного взаимодействия – такой подход, во-первых, свел актеров оригинальной трилогии и приквела вместе в одном фильме; во-вторых, обеспечил нас весьма нетривиальным сюжетом (к отдельным его деталям имелись претензии, но, принимая во внимание жанр, на них можно было закрыть глаза). Ну а в сцене после титров был дан жирный намек, что в следующей картине главным противником Людей Икс станет древний Апокалипсис, один из самых сильных и опасных мутантов.
Но не стоит ждать от фильма прямого продолжения «Дней» – на самом деле все складывается несколько иначе: действие разворачиваются в 80-х. Поэтому придется забыть не только о светлом будущем, где Росомаха преподает историю, но и принять тот факт, что после событий предыдущего фильма в настоящем прошло уже около десятка лет. Это позволяет хоть как-то прикрыть некоторые нестыковки, в частности, спорный момент со Страйкером (дескать, мало ли что за десять лет могло случится). Впрочем, причинно-следственные связи и логика никогда не являлись сильными сторонами франшизы, а уж последних двух фильмов Сингера это касается в первую очередь. В «Апокалипсисе», как и в «Днях», многие сюжетные ходы представляются как данность, без какого-то существенного обоснования и иногда даже вызывают недоумение – этим оба фильма и отличаются от последовательного, четко выверенного и продуманного «Первого класса» Мэттью Вона. С введением персонажей у того тоже все выглядело удачнее – возможно, потому что вся картина была «с нуля». Здесь же по этому пункту не все ровно: если с новыми Циклопом (Тай Шеридан) и Джин Грей (Софи Тернер, которая очень хорошо смотрится в своей роли) дела обстоят более-менее благополучно, то вот антагонисты в лице четырех всадников Апокалипсиса (за исключением Магнето, у которого одна из главных сюжетных линий) проявляют себя главным образом в экшн-сценах, но как полноценные личности толком не представлены. Какие-то наметки есть у Шторм, но все до боли формально; а вот Псайлок здесь видится лишь украшением кадра, несмотря на заметный энтузиазм Оливии Манн.
Впрочем, такой подход не будет проблемой для тех, кто знаком с комиксами и уже имеет представление о персонажах – безусловно, фильм делает главную ставку на фанатов, что в данном случае вполне разумно. Что касается сюжета – здесь сразу имеет смысл настроится на более линейное и предсказуемое повествование, нежели в предшественнике. Масса параллельных сюжетных линий: Мойра, Мистик, Ксавье, Магнето, Апокалипсис – все они довольно долгое время появляются на экране порознь, двигая общий сюжет вперед. Но, каких-то существенных разворотов ожидать не приходится: Апокалипсис собирает свою команду, в то время как герои постепенно объединяются, чтобы дать ему отпор в финальном сражении. Иногда все это выглядит чересчур схематично, но каждая сцена важна для общей картины при подводке к эпичной кульминации. Здесь, опять же, проблем не будет для тех, кто хорошо знает вселенную и способен ассоциировать многие сюжетные ходы с другими фильмами. Событий происходит много, что положительным образом сказывается на динамике, но не слишком хорошо отражается на весе каждой отдельно взятой ситуации (драматичные моменты можно было бы обставить куда драматичнее), но последнее не очень-то и портит получившийся результат. Общая тональность выдержана в классической умеренно-мрачной манере, но нельзя не заметить, что юмора в целом стало ощутимо больше. В частности, создатели отреагировали на то, с каким восторгом зрители отзывались о Ртути (Эван Питерс), и представили своеобразный апгрейд той самой нашумевшей сцены, на этот раз предоставив герою больше экранного времени.
Самое главное здесь – не промахнуться с градусом ожиданий. В «Первом классе» было увлекательно следить за развитием характеров, взаимоотношениями персонажей и формированием конфликта; в «Днях минувшего будущего» были солидные элементы фантастики и изобретательный сценарий – в этих качествах «Апокалипсис» фаворитом не станет, поскольку сюжетный костяк здесь можно охарактеризовать термином «generic». Есть главный антагонист, которого необходимо нейтрализовать до того, как он уничтожит человечество – ничего тривиальнее и быть не может. Но важно не как это звучит на словах, а как преподносится на экране. И пусть «Апокалипсис» не лишен некоторых проблем с логикой, которые были присущи и другим картинам Сингера – в контексте масштабного развлекательного кино это не так уж и существенно, поскольку зрелищ в фильме определенно хватает, а мощный третий акт выглядит воистину впечатляюще.
Василий Марин
ЕЩЕ ОДНО МНЕНИЕ "ЗА"
Древнейший из мутантов, Апокалипсис, пробуждается в Каире и выдвигает человечеству ультиматум: либо люди быстренько наводят порядок, свергают своих лжебогов и начинают поклоняться ему, либо он сам очищает мир от скверны, причем, крайне радикальными способами. Ради достижения цели Апокалипсис собирает четырех всадников, одним из которых становится Магнето. И теперь Людям Икс, возглавляемым профессором Ксавьером, необходимо найти способ остановить практически неуязвимого противника. Сложностей добавляет тот факт, что мир очень сильно изменился после событий, произошедших в «Днях минувшего будущего», а в школе для мутантов появились новички, которые еще не научились контролировать свои способности. Среди них – Джин Грей, Скотт Саммерс, Курт Вагнер и некоторые другие.
После всех тех бесконечных и сбивающих с толку перемещений во времени из прошлого фильма, перед нами – практически новая вселенная, в которой, как водится, одна измененная сюжетная нить потянула за собой все остальные. Такой подход привел с одной стороны к частичной сюжетной несбалансированности и логическим неувязкам, с другой – к возможности показать классических персонажей с нового ракурса и фактически продемонстрировать обещанное «настоящее рождение Людей Икс».
В первой части фильма большинство сюжетных линий выглядят неспаянно и разрозненно, а трата хронометража на раскрытие некоторых героев из них кажется и вовсе неоправданной. За счет введение множества персонажей создается избыточность: линия с Мойрой, например, местами кажется необязательной, хотя понятно, что с ее помощью создатели аккуратно заканчивают трилогию, сводя воедино все сюжетные ниточки. Компактно, но адекватно представлены новички школы Ксавьера, причем среди них сложно отметить кого-то одного: Скотт, Джин, Курт, Джубили практически эталонные. А если учесть, что сценарий забрасывает их в «горячие точки» и постоянно ставит перед ними новые задачи, рождает дилеммы и буквально заставляет вступить в бой, новое раскрытие уже известных зрителю образов происходит ровно, но динамично.
В то же время, другим персонажам, в частности всадникам, в этом контексте наоборот критически не хватает времени даже на объяснение мотивации. Несмотря на раздутый хронометраж в 143 минуты, основательно адекватный и мощный стимул присоединиться к пробудившемуся Апокалипсису есть только у Магнето: он рекрутирован в момент трагедии и сильнейшего душевного потрясения, его гневом и болью попросту воспользовались, направив их на разрушения. Но остальные-то куда? Что за вызывающе простое и ничем не мотивированное «я отправлюсь за тобой, чтобы путь мне не пророчил»? И Шторм, и Ангелу и Псайлок, кажется, хватило простой демонстрации сил Апокалипсиса, часть которых пошла на апгрейд мутантов. Они натурально зачарованы им, несмотря на то, что его обещание свободы ничем не подкреплено, и вообще вызывает сомнения, учитывая скверный характер антагониста, а надвигающееся уничтожение мира – ни разу не гарантия выживания даже для самых сильных. Им надоело жить в страхе и подчинении, а тут возможность возвысится? Если и так, то уничтожение мира не должно казаться очевидным решением проблемы, даже в период обострения юношеского максимализма. Разве нет?
С самим Апокалипсисом тоже не все гладко. Подразумеваемый религиозно-мифологический аспект оказывается не развитым, а мотивация древнейшего мутанта – утопическо-ультимативной. Апокалипсис не делает различий между людьми и мутантами, он просто считает, что весь мир погряз в скверне и его надо очистить. Поклоняйтесь или умрите. Или лучше сразу умрите, а выжившие построят новый мир на останках цивилизации. Мир без сверхдержав (нарезка кадров СССР vs. США настолько быстрая и мельтешащая, что практически не успевает вызвать ни смеха, ни возмущения) и атомного оружия. И как бы отчаянно Апокалипсиса не сравнивали с ветхозаветным божеством, скудоумия у него явно больше, чем ветхозаветности.
Бодрый, хотя местами и бестолковый экшн, а также масштаб разрушений – здесь и запуск всех атомных ракет мира, и уничтожение целых городов – неплохо иллюстрируют основной конфликт, но весь накал действа падает в тот момент, когда на первый план выходят диалоги героев. Есть сцена, в которой акцент делается на призыве Чарльза к сильным защищать слабых – звучащем как никогда уместно и фактически отражающим основной лейтмотив всей трилогии. Ксавьер в этот момент говорит и с Апокалипсисом, в то время как остальные всадники абсолютно пассивно стоят рядом, а вдали живописно рушится Каир. При том, что этому разговору отведен довольно большое количество времени, в конце концов такой контраст начинается смотреться нелепо.
В остальном же, если не обращать внимания на такие эпизоды, основной упор сделан на своеобразные ментальные конфликты, которые работают просто великолепно. Их много: Чарльз/Эрик (кульминация взаимоотношений), Чарльз/Апокалипсис (попытка захватить сознание профессора и поработить человечество). В неизведанное пространство сознания вмешивается и Джин, еще не совсем представляющая себе свою реальную силу. Здесь же и мощнейший эмоциональный катарсис – судьба мира на кону, наступает время наконец-то определиться со стороной – и глобальный манифест всех трех фильмов: сбиться с пути – не значит потеряться, любовь, дружба и надежда способны затмить ненависть и боль, а семья всегда значит для нас гораздо больше, чем мы думаем.
Фильм проходит по местам былой славы и боли и пытается – почти всегда удачно – прикрыть слабые места всей трилогии. Из плюсов: обновленное введение старой гвардии, актерская игра (от дуэта МакЭвой/Фассбендер все еще летят искры, остальные не отстают), завораживающий саундтрек и масштабность происходящего. Сценарий может похвастаться локальными ситуациями, как наполненными юмором (очаровашка Ртуть снова крадет фильм, причем не один раз, и при этом успевает добавить повествованию большей психологической напряженности), так и драматическими – сюда, например, относится камео Джекмана и сцена после титров. Минусов тоже хватает: немало сбивают с толку последствия, вызванные временными перемещениями в предыдущей части, а сюжет иногда грозит обвалиться под тяжестью и несогласованностью твистов. Впечатление также портит неоправданное 3D и тяга к сложным визуальным ходам. Но в целом, даже несмотря на огрехи, финал трилогии вышел более вменяемым, чем «Дни минувшего будущего», и удачно расставил акценты, недостаточно раскрытые или случайно пропущенные в прошлых лентах.
И да, любят же они «Звездный путь».
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 19 мая