Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Культовое кино / Апокалипсис сегодня
Автор: Сасс, Хамнаев, МинасовДата: 03.06.2009 08:15
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (2)
APOCALYPSE ALWAYS:
УЖЕ 30 ЛЕТ




Название: Апокалипсис сегодня / Аросаlурse Now
Жанр: военная драма
Год выхода: 1979
Производство: США
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Мартин Шин, Марлон Брандо, Роберт Дюволл, Фредерик, Форрест, Сэм Боттомс, Лоуренс фишборн, Альберт Холл, Дэннис Хоппер, Харрисон Форд

Вьетнамская кампания, следом за Второй Мировой, пожалуй, самая растиражированная Голливудом война, повлекшая серьезные изменения в истории Вьетнама и культуре США, создавшая новые стандарты журналистики и больно задевшая жителей обеих стран. Ее никогда не пытались всерьез оправдать и представляли то ли самым большим позором Соединенных Штатов, то ли величайшей подлостью Белого Дома. В любом случае, ведущие американские режиссеры достаточно остро отреагировали на события в Юго-Восточной Азии. Больше других известны, конечно, работы Оливера Стоуна, Стэнли Кубрика и Фрэнсиса Форда Копполы. Стоун разразился взглядом изнутри, Кубрик саркастически оценил войну как затяжную бизнес-акцию, а Коппола, не скромничая, прямо заявил в интервью, что создал произведение искусства и обсуждать вообще ничего не намерен. Из-за этого вот уже 30 лет в равной степени трудно как превознести, так и предъявить претензии его «Апокалипсису сегодня».

Капитан американской воздушно-десантной бригады Бенджамин Уиллард (Мартин Шин) в период Вьетнамской войны, отбывая первую неделю своей командировки, медленно и верно сходит с ума в тесном номере сайгонского мотеля. И т.к. особенно сильно его мучают две вещи - алкоголизм и урбанизм - Бен не хочет обратно домой, а мечтает скорее попасть в джунгли с новым заданием. Задание не заставляет себя долго ждать, командование вручает Уилларду личное дело, пленку с записью голоса и черно-белое фото, на котором различимы только подбородок и берет таинственного полковника Уолтера Курца (Марлон Брандо). Бывший гуманист и образцовый солдат, ныне Курц - съехавший с катушек где-то на девяностом километре Камбоджи военный преступник. Самостоятельно списавшись со счетов американской армии, полковник прихватил с собой отряд преданных миньонов и спрятался в джунглях, устраивая время от времени акты собственного правосудия. Один из таких закончился казнью агентов вьетнамской разведки, и Курца было решено устранить, что и поручают сделать Уилларду. В ответ на приказ Бен согласно кивает, мол, действительно, сумасшедший, и с подозрительным огнем в глазах хватает личное дело. Война для капитана Уилларда как наркотик - побывав там, хочется домой, вернувшись назад, снова хочется в джунгли. Она открывает в человеке больные инстинкты, и загнать их обратно почти невозможно. Уиллард обрел новые жизненные координаты, к черту жену, к черту семью и эти ночные кошмары - нужна лишь война.

Структура фильма, грубо говоря, проста до безумия - герой движется из точки А в точку Б, а фабула выстраивается совокупностью пролетающих пейзажей. Отдельный разговор о французской каучуковой плантации (эпизод, который вошел в Redux-версию фильма). Коппола удалил эту сцену из театралки, потому что премьера проходила на фестивале в Каннах, а в то время ведущей политической силой во Франции была Коммунистическая партия, и публичное обсуждение Вьетнамской войны стояло под запретом. А в эпизоде обитатель плантации за какой-то неполный час поглощения французской кухни, приготовленной вьетнамцем, провозглашает вещи, осуждающие воину и одновременно указывающие на принципиальные ошибки армии союзников. «Вы, американцы, боретесь за самый большой в истории пшик» - емкое резюме всех потуг командования Уилларда. Плантация, вроде бы, последнее цивилизованное пристанище перед завершением путешествия в лагере Курца - месте, необъяснимом и завораживающим, где полковник организовал подобие государства с абсолютным культом личности. Уиллард много размышляет о его поступках и воззрениях еще задолго до встречи, поэтому появление Курца - фактически кульминация повествования, своей силой натурально срубающая покорную голову. Кто он, почему решился на такой шаг, почему образцовый полковник американской армии, которому были открыты все двери, вдруг взбунтовался против системы. Почему доблестный представитель самой демократичной нации мира вдруг решил ощутить себя в роли жесткого диктатора. Не потому ли, что все предыдущие годы он был вершителем судеб, согласно мандату, выданному ему где-то в недрах пятиугольного здания? Не потому ли, что кто-то так любит запах напалма по утрам?..

О РЕЖИССЕРЕ

Фрэнсис Форд Коппола - режиссер, подаривший всему миру х/ф "Крестный отец», который безусловно дал толчок вперед для дальнейшего развития мирового кинематографа. После завершения съемок второй части, он создал собственную студию American Zoetrope, которая должна была стать некой альтернативой крупным голливудским студиям. Коппола в American Zoetrope планировал оказывать помощь молодым и амбициозным режиссерам, только-только закончившим различные киношколы и курсы. Среди них оказался никому неизвестный парень по имени Джордж Лукас, которого Коппола изначально видел в качестве режиссера «Апокалипсиса», сценарий которого уже был готов.

Что характерно, Коппола хотел снимать фильм непосредственно во Вьетнаме на партизанский манер (взять легкую ручную камеру и со всей съемочной группой бегать по джунглям). Однако, студия Warner Brothers (у нее в тот момент был договор со студией Копполы) отказалась финансировать такой проект, т.к. посчитали его «достаточно опасным и коммерчески неуспешным». Скорее всего, они были правы. Да и не только Уорнеры называли этот проект странным, сам Джордж Лукас и все коллеги по American Zoetrope считали сей эксперимент дурацким и невыполнимым.

Но отказаться от идеи Коппола не мог.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в городе Детройт штата Мичиган. В детстве Фрэнсис очень любил спорт, но, заболев полиомелитом, полтора года боролся с этим страшным недугом, а по выздоровлении оказалось, что у мальчика одна нога короче другой. Тогда будущий мастер оставляет спорт и участвует в постановке школьных спектаклей, правдае не в качестве актера, а всего лишь как осветитель. Фрэнсис даже соорудил что-то вроде телестудии и в подвале родительского дома и практически определился со своей дальнейшей судьбой. В нужное направление его толкнула лента Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Картина настолько потрясла Копполу, что он, не раздумывая, отправляется прямиком на кинофакультет Калифорнийского Универститета, а следом устраивается на должность ассистента Роджера Кормана - короля фильмов категории Б и первооткрывателя нынешних голливудских небожителей.

Но Фрэнсису хочется большей самостоятельности. Для этого он идет на хитрость: показывает Корману пару страниц текста, выдав их за отрывок из сценария и получает чек на 20 тысяч долларов для постановки картины. Сценарий был написан за сутки, а картина "Безумие 13", снятая всего за 9 дней, стала первым самостоятельным детищем бдущего классика.

В следующих фильмах - драме "Теперь ты большой мальчик" и мюзикле "Радуга Финиана" - режиссер уже нарабатывает свой авторский стиль и успех не заставляет себя долго ждать. Драма "Люди дождя" (1969) удостаивается главного приза на фестивале в Сан-Себастьяне, а в 1971-м Коппола получает свой первый оскар за сценарий военной драмы "Паттон" и привлекает внимание студии "Парамаунт", которая предлагает ему экранизацию романа Марио Пьюзо "Крестный отец". От такого не отказываются - Коппола берется за проект и добивается утверждения на главную роль молодого и неизвестного актра Аль Пачино, хотя студийные боссы хотели бы видеть на его месте более популярных Джека Николсона или Берта Рейнольдса. Этот поступок ему аукнулся - на студии были недовольны буквально всем: актерским составом, съемками, работой оператора. Из-за этого Коппола находился постоянно на грани нервного срыва, но съемки, тем не менее, довел до конца. Боссы были недовольны, а картину ждал оглушительный успех.

Период, начавшийся с премьеры Крестного отца и длившийся до конца 70-х, вполне можно считать золотым в творчестве Копполы. В 1974 году на экраны выходит триллер "Разговор" с Джном Хэкманом, получивший Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах. В этом же году появляется и продолжение "Крестного отца". Уже Коппола диктует боссам свои условия и, во много благодаря полному режиссерскому контролю получилась ничуть не хуже первой.

В 1975 году "Парамаунт" объявляет о начале работы над фильмом "Апокалипсис сегодня" по роману Д.Конрада "Сердце тьмы". Перипетии съемок и успех фильма подробно изложены на соседних страницах. А дальше все не так радужно.

Вышедшая в 1982 году драма "От всего сердца" полностью провалилась в прокате, собрав при бюджете в 26 миллионов долларов что-то около 700 тысяч. На то, чтобы расплатиться с долгами у Коппоы уходит лет десять. Тут уже не до авторских проектов. Но мастер есть мастер - даже в таких условиях ему удавалось снимать достойные картины. Лучшим фильмом этого периода считается стилизованная под 50-е "Бойцовая рыбка", вышедшая в 1983 году драма с Микки Рурком в главной роли. Также появляются: "Изгои" (1983) с Мэттом Диллоном и Томом Крузом; "Клуб Коттон" (1984) с Ричардом Гиром и Николасом Кейджем и совсем еще молодым Джимом Керри; "Сады камней" (1987) с Джеймсом Канном и др.

В 90-е Коппола вступает с третьей часть истории, принесшей ему мировую известность, - "Крестный отец". К сожалению, несмотря на все старания режиссера и превосходные актерские работы (правда, не все), картина не смогла повторить успех предыдущих частей, но стала логическим завершением эпической саги.

Спустя два года Коппола снимает "Дракулу" по всемирно известному роману Брэма Стокера. В переложении режиссера мрачная вампирская история превращается в красивую любовную драму, но хуже от этого не становится. В 1996 году выходит фильм "Джек" с Робином Уильямсом, сделанный в лучших традициях Уолта Диснея - чего уж никак не ожидали от автора серьезных драм. Коппола отчасти реабилитируется в следующем году триллером "Благодетель". Расплатившись, наконец, с долгами, великий мастер более чем на 10 лет покидает мир большого кино, всерьез занявшись виноделием и, совместно с Робертом Де Ниро и Робином Уильямсом открыв в Сан-Франциско ресторан итальянской кухни.

И вот в 2007 году Коппола возвращается на экраны с драмой "Молодость без молодости". Нельзя сказать, что возвращение это стало поистине триумфальным, но фильм встретили достаточно тепло. Самое главное, что Коппола теперь свободен от долгов, тотального студийного контроля и волен заниматься только теми проектами, которые ему действительно интересны. И уже на июнь 2009 назначена премьера новой картины под названием "Тетро". Коппола снова в деле.



ОБ АКТЕРАХ

Величайшей удачей для всего фильма оказалось привлечение к съемкам Марлона Брандо, несмотря на ворох персональных проблем - его немногословный персонаж, присутствующий в кадре от силы минут 20-25, большинство из которых в полутени, стал одним из ключевых героев американского кино 70-х, заняв эту нишу рядом с генералом Паттоном.

Полковник Курц - некий сверхчеловек, разгадавший загадку войны и наконец-то подчинивший своей воле тысячи других, но настолько сильно запутавшийся в самом себе, что распутать этот клубок стало возможно лишь одним способом. Он - идеальный военный, гордость американской армии. Не Курц ли быстрее всего понял бессмысленность войны? Невозможно вот так победить целый народ, он осознал это, за что и был предан анафеме собственной же страной. Курц понял все куда острее, понял по-своему, понял особенно. Велико искушение стать Богом - фильм исследует природу власти во всей красе. Кем становится человек, когда его не окружают все условности обычного мира? в кого он превращается, получив неограниченную власть, да еще в аспектах такого животного поклонения. Актерская магия фильма целиком лежит на плечах Брандо, и он несет этот груз со стойкостью атланта, в отдельных эпизодах натурально гипнотизируя зрителя.

Но кроме него, примечательно, в фильме появляются совсем молодой и такой худенький Лоуренс Фишборн, Харрисон Форд в очках, ярко-разодетый и вообще весь из себя клоун Хоппер, и самый обычный Роберт Дюволл, что, однако, не помешало ему получить кучу наград. Мартин Шин сыграл здесь, пожалуй, самую значимую и известную роль в своей карьере. Ведь ни один персонаж его богатой фильмографии ни до, ни после так и не смог приблизиться по своему масштабу к капитану Уилларду. Что объединяет «Отцовскую» дилогию (будем откровенны, третьей части это не касается) с «Апокалипсисом», так это идеально подобранные актеры, как для главных, так и для второстепенных ролей.

ПРО СЦЕНАРИЙ И ПРО ДЕНЬГИ

Фильм о Вьетнаме Коппола принялся снимать, окрыленный успехом и финансами дилогии «Крестный отец», и, не опереди его Майкл Чимино с «Охотником на оленей», к ярлыкам «Апокалипсиса...» можно было бы добавить еще и «первый фильм о Вьетнаме». Изначально сценарий был написан Джоном Милиусом, основой послужил роман Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Как говорил сам Милиус, на написание сценария его вдохновили слова профессора, у которого он раньше учился. Профессор говорил, что по «Сердцу тьмы» еще никто не смог снять хороший фильм (до этого пытались такие люди как Орсон Уэллс и Ричард Брукс). Сценарий Милиуса не был каким-то антивоенным или антигосударственным, в тексте даже были моменты, когда полковник Курц восхвалял «достоинства войны и сугубо правильный образ жизни военных». Но после того как сценарий попал к Копполе, все кардинальным образом изменилось. Он предложил свой взгляд на войну и изменил концовку (об этом ниже).

В конце концов, Коппола решил снимать фильм сам, на собственные сбережения. Деньги у студии он не хотел брать принципиально - потому как Коппола один из тех режиссеров, которые продюсеров ненавидят больше, чем простой рабочий своего злобного начальника. Недостающую сумму Фрэнсис взял в кредит у банка.

0 ФИЛЬМЕ

В ленте Копполы сразу бросается в глаза стилистическое метание, потому, отчасти, главный Оскар 80-го года и достался более однородному «Крамеру». Все вступление «Апокалипсиса сегодня» целиком снято в таком, на тот момент, неонуаре, с пыльным светом сквозь приоткрытые жалюзи, недопитым алкоголем в стакане, вечно недовольным хриплым голосом за кадром и слегка морфиевой музыкой. Потом, когда Уиллард знакомится с отрядом, и для них снаряжают лодку, вдруг переключатель щелкает на отметке «max shocking behaviour», тут же начинаются лишние пояснения для зрителей - к чему карты на телах, зачем садиться на каску в вертолете - или эпатирование Вагнером и серфингом среди рвущихся снарядов. Если слух о том, что искусство должно быть не ради кого-то, а вопреки всему, верен, то Коппола точно где-то просчитался. Зато, вступая в последнюю и самую масштабную свою фазу, фильм, коли и пытается эпатировать, получается у него это именно вопреки. Чаще всего описание жанра второй половины ленты зрители начинают с простых, но жутко верных слов: "и тут начался сюрреализм". Клубы фиолетового дыма, праздничные фейерверки посреди боевых действий, безликий противник, французы, в конце концов - это Страна Чудес в координатах утерянных смыслов и военного сумасшествия, где вместо кролика - спятивший, но очень харизматичный полковник. Снято это все строго по законам road-movie, зачастую с политическими или теологическими цитатами, причем в глухо замкнутом контексте: главный герой рассказывает свою историю, с самого начала не скрывая, чем она закончится. Видеоряд даже спустя десятилетия выглядит очень свежо и атмосферно, а в сочетании с прекрасным саундом, делает «Апокалипсис сегодня» завораживающим зрелищем.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Американский институт кинематографиии (AFI) в своем рейтинге "100 лет - 100 фильмов" поставил "Apocalypse Now" на 28 место. В списке "100 лет - 100 киноцитат", слова подполковника Киллгора "Люблю запах напалма по утрам" занимают 12 место. По мнению американских критиков "Apocalypse Now" является лучшим фильмом последней четверти ХХ века. Телевизионный канал "Film4" поставил детище Копполы на первое место в своем списке "50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем Вы умрете".


АПОКАЛИПСИС НАСТУПИЛ

Впервые картина была продемонстрирована на Каннском фестивале в 1979 году. Показана была версия продолжительностью около 160 минут. Фильм имел огромный успех и получил «Золотую пальмовую ветвь». Однако прежде чем выпустить его в кинотеатры, Коппола сократил картину, вырезав оттуда кое-какие сцены, в результате чего продолжительность сократилась до 153 минут. «Апокалипсис» действительно удался - при бюджете в $31 млн. фильм, только в США, собрал в прокате почти $84 млн. - по тем временам огромные деньги.

Фильм называли в четырех номинациях на премию Золотой глобус, выиграл в трех: Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дюволл), лучший режиссер, лучший саундтрек. Одну проиграл: Лучший фильм (драма).

Фильм был назван в девяти номинациях на премию Британской киноакадемии. В двух победил: Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дюволл), Лучший режиссер. В остальных проиграл: Лучший фильм, лучшая мужская роль (Мартин Шин), лучшая работа оператора, лучший саундтрек, лучший монтаж, лучшая работа художника-постановщика, премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму.

Фильм был назван в восьми номинациях на премию Оскар, выиграл в двух: Лучшая работа оператора остальных проиграл: Лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дюволл), лучший ре адаптированный сценарий, лучшие декорации, лучший монтаж.
Основным соперником на премии Оскар был фильм «Крамер против Крамера», который, по мнению мно слабее «Апокалипсиса», но взял свои Оскары потому, что год назад (1979) главным фаворитом церемонии как раз и оказался фильм Майкла Чимино - «The Deer Hunter» («Охотник на оленей»).

0 ФАКТАХ, ТРУДНОСТЯХ И СЪЕМКАХ

Этот фильм - пример голливудского долгостроя. От первой версии сценария Джона Милиуса в 1969 до выхода фильма в окончательном варианте в 1979 прошло целых 10 лет, включая 16-месячный период съемок и 24 месяца монтажа. А если добавить к этому метания Копполы над концовкой, по поводу которой до сих пор возникают споры, и колоссальный по тем временам бюджет, то картина создания выглядит поистине монументальной. Такое чувство, что Коппола и компания сами оказались не готовы к тому, во что ввязались. В этом они где-то повторили судьбу американской демократично-насадительной армии, с разным, по правде говоря, успехом.

Причин у долгих съемок было крайне много. К примеру, изначально на роль капитана Уилларда Коппола взял талантливого актера Харви Катела, но после того, как уже отсняли часть материала, Копполе вдруг совершенно разонравился Кател, вследствие чего его заменили Мартином Шином, и отснятый материал пришлось переснимать заново.

Так же была начальная сцена фильма, в которой демонстрируется депрессивный запой Уилларда. Коппола хотел полной достоверности, Шин, что характерно, был с ним вполне солидарен, именно поэтому на полном серьезе напивался и долгими неделями ни с кем не общался, покрывая себя с ног до головы алкогольной меланхолией. И в номере отеля практически бессознательного Шина снимали, когда тот уже, наверное, и забыл, что вообще играет в каком-то фильме. Кстати, небезызвестный удар голым кулаком по зеркалу был настоящим. Из-за всего этого, в последствие, у Мартина случился инфаркт, который чуть не свел его в могилу. Актеру потребовалось несколько недель, чтобы отойти, и вернуться обратно к съемкам. На съемках Мартина старались не сильно нагружать, и в особо трудных сценах его подменял похожий внешне и голосом брат. Закадровые монологи Уилларда, к слову, вообще были записаны военным корреспондентом Майклом Херром, который после войны во Вьетнаме написал документальную книгу.

Вскоре, после начала съемок, огромная часть построенных декораций была разрушена внезапно случившимся тайфуном.Все пришлось строить заново, что, понятно, потребовало немалых сил, времени и денежных затрат.

Одну из важнейших ролей в фильме играет Марлон Брандо, но появляется лишь в финале - поэтому Коппола попросил Брандо прибыть на Филиппины (там проходили съемки) только к завершению съемочного процесса, а пока, кроме сценария, прочитать «Сердце тьмы», и сильно похудеть -в книге полковник Курц описан как «истощенный и болеющий». Но по прибытии, стало понятно, что Брандо не только не прочитал книгу, но даже не прочитал сценария и, ко всему прочему, очень сильно потолстел (чтобы это не бросалось в глаза, камера снимала только лицо). Времени на съемки у Брандо уже практически не оставалось, и он наотрез отказался учить свою роль - поэтому основная часть монологов Курца была чистой импровизацией Марлона.

Коппола, фактически, ходил по лезвию бритвы, т.к. снимал все на свои деньги. Если бы фильм не закончили, или же он провалился в прокате - Коппола спокойно мог констатировать свое банкротство. Во время съемок брак Копполы находился на грани, а сам режиссер получил серьезный нервный срыв. Как-то раз он сказал: «Мы снимали данный фильм так же, как Америка вела войну во Вьетнаме - нас было слишком много, мы тратили огромную кучусил и средств, и все, потихоньку, сходили с ума». Также ему принадлежит знаменитая фраза: «Мой фильм - не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам».

Поговаривают, у съемочной группы «Ароса1урsе Now» большой популярностью пользовалась марихуана, мимо увлечения которой не прошел и сам Фрэнсис. Это многое объясняет, например, идеально подобранную, и в тоже время сумасшедшую музыку, и некоторое безумие всего происходящего на экране, будто с акцентированием в сценах насилия не на жертвах, а на палачах. И когда в очередной раз при просмотре сцены «полета валькирий» ловишь себя на том, что получаешь от нее удовольствие, невольно думаешь, будто мозг режиссера был окутан парами каннабиса. И ему хотелось, кроме прочего, чтобы все было красиво.

Продажные журналисты - еще один аспект этого фильма, находящийся немного в стороне, но от этого не менее важный. Недаром эту тему затрагивает и Кубрик в своей «Оболочке». Уолтер Кронкайт, известнейший и авторитетнейший тележурналист говорил: «Смотря телесюжеты из Вьетнама, я думал - «Мы побеждаем!». Но, побывав там, он сказал: «Что, черт возьми, здесь творится?!». Именно его называют «человеком, который остановил войну». И сделал Кронкайт это, сняв следующий сюжет: жалкая, вьетнамская лачуга, вокруг которой типичные военные пейзажи - выжженный лес, воронки от бомб, разруха - а в этой лачуге сидят вьетнамские дети и учатся писать. «Неужели, мистер Джонсон, вы сможете победить эту нацию?» - спрашивает Кронкайт своего высокопоставленного зрителя. И все, война окончена. Если мы потеряли доверие Кронкайта - у нас мало шансов - будто говорит Джонсон. Вскоре начались переговоры о выводе войск из Вьетнама. По крайней мере, так гласит одна легенда. Чтение Курцем вырезок из «Тайм» и других самых честных изданий завершают свой неутешительный приговор журналистике, чья свобода защищена всем известной поправкой. А крошечное камео режиссера и вовсе кажется едким смешком. Вот она, еще одна немаловажная причина злоключений американцев в стране «Чарли». Складывается стойкое ощущение, будто, несмотря на длительный подготовительный период и вопреки огромному желанию объять необъятное, режиссер до последнего не был уверен ни в чем. Он будто шел, по наитию, его вело что-то подсознательное. Отсутствие каких-либо рамок и лимитов способствовало накоплению материала, из которого в театральную версию вошли лишь какие-то проценты. Если пытаться характеризировать сюжет, то он выглядит несколько хаотичным и разрозненным. События картины не вписываются в стройную сюжетную структуру, чего не скажешь об ощущении от фильма в целом. Если во время просмотра всего лишь следовать за героями от одного эпизода к началу следующего, то после финальных титров кажется, будто прикоснулся к чему-то эпохальному - словно увидел на экране не несколько недель из жизни капитана Уилларда, а прошел путь длиной во всю Вьетнамскую кампанию и, попутно, совершил экскурсию по всем кругам ада Данте.

НА DVD

В первом регионе есть хорошее двухдисковое издание «Аросаlурse Now». Сама упаковка выполнена в стиле «конверта», который вручают герою Шина в фильме. На диске присутствуют театральная и Redux-версия фильма, комментарии режиссера, 12 удаленных сцен (не прошедшие цензуры), 3 фильма о звуках и музыке, фильм о монтаже. Бонусы "The Hollow Men" и "Monkey Sampan". Фильм о Dolby Digital 5.1., который впервые использовался именно в «Аросаlурse Now», бонус под названием "Ghost Helicopter Flyover" и текстовый рассказ Боба Муга под названием "The Synthesizer Soundtrack".

В пятом же регионе ничего этого нет, потому как представленно однодисковое издание, из бонусов только пресс-конференция Ф.Ф. Копполы (3:25 мин) и, т.н. альтернативная концовка, которая на самом деле и не концовка вовсе. В бонусе показывают взрыв хоама Курца, с комментариями режиссера (5:48 мин.), но в фильме хотя бы присутствует оригинальная звуковая дорожка.




АПОКАЛИПСИС ПЕРЕВОДА

Фильм «Аросаlурse Now» очень сложен для перевода, именно поэтому официальный русский дубляж невозможно слушать. Ошибки допущены даже в, казалось бы, самых простых словах и терминах. Перевод неправильный, начиная с названия. К примеру, в официальном переводе Билл Киллгор (персонаж Роберта Дюволла) имеет звание полковника, когда на самом деле он - подполковник (Lieutant Colonel). Именно поэтому, мы настоятельно советуем смотреть данный фильм в правильном переводе Дмитрия «Гоблина» Пучкова. Фильм сразу приобретает совершенно другую окраску - становится понятно, что на самом деле хотели сказать создатели. Вот что пишет сам Дмитрий Юрьевич о названии: «Название фильма про апокалипсис -это молодежный лозунг, бодрый выкрик, который выдвигает полковник Курц и который поддерживает Мартин Шин»

.

МЫСЛИ О КОНЦОВКЕ (ОСТОРОЖНО, ПРИСУТСТВУЮТ СП0ЙЛЕРЫ!)

Антон Минасов:
Существует два варианта финала, и один из них, более ранний, открыт: там, узрев, в какого именно бога джунглей превратился Курц, герой Мартина Шина буквально застывает в раздумьях. Это не прямой посыл о рокировке героев, но нечто вроде намека, ведь Уиллард на всем протяжении поисков Курца больше заинтересован его мыслями, чем устранением. Однако совокупность воли к наказанию всесильных и давление смущенного зрителя заставили Копполу поставить в финале жирную точку - в итоговом варианте все стало цинично, до безобразия антижанрово и негармонично, а потому жутко круто.

Тарас Сасс:
Считаю, что чем концовка безумнее, тем лучше, т.к. безумие в любом виде лучшим образом будет завершать этот фильм. Весь кошмар ночного больного кошмара заключается в том, что он кошмар и есть, и поэтому концовка принципиально не важна.

Юрий Хамнаев:
На мой взгляд, концовка в «Аросаlурse Now» - единственный слабый момент во всем фильме. То, к чему все шло на протяжении почти 3-х часов, убивается в последние 15 минут. Конечно, здесь сыграло роль множество факторов: боязнь Копполы сделать так, как надо, полная неподготовленность Марлона Брандо, плюс, его отказ читать книгу и сценарии. Но все-таки, тот факт, что Уиллард убивает Курца и уплывает с Лэнсом - полный бред. Смысл финала был в том, что для спасения нашего отвратительного, убогого и мерзкого мира нужен, ни много, ни мало - апокалипсис. И то, что по сценарию Уиллард должен был заменить Курца, только подчеркивает изначальную задумку авторов.


В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Аросаlурse Now» - великий фильм. Пожалуй, самый лучший и неоднозначный у Копполы, и точно один из самых эпохальных в XX веке. Целиком основываясь на литературной сюжетной канве, Коппола создал признанную ленту с совсем иными векторами, нежели в оригинале. «Ароса1урse Now» говорит о комплексе Бога, о неоднозначности морали и потому вводящем в неистовое одиночество выборе между поступками, смысл которых стерт для человека, но последствия их тоскливо скребутся в разрушенном разуме всю оставшуюся жизнь. Неизвестно, искусство это или нет, такие характеристики и классификации, вроде бы, вообще портят творчество, но фильм Копполы - веха, в общем-то, не только жанра, но и американского социума на определенном историческом этапе. Самый «реальный» фильм о войне, самый безумный фильм о войне, самый сюрреалистичный фильм о войне, в конце концов, самый красивый фильм о войне.

«Аросаlурse Now» принципиально отличается от многих военных фильмов. Согласитесь, нечасто приходится видеть кино подобной тематики не с точки зрения жертв, а со стороны агрессора. Тем более, когда по ходу действия выясняется, что для американцев война бесцельна. То есть, нет одной связующей всеобщей цели - нет идеи, объединяющей звездно-полосатых солдат. И досуг там у каждого разный - будь то ловля волн на доске во время бомбежки, зажигание дымовой шашки с сиреневым туманом (красивый ведь цвет, не так ли?), пополнение запасов ЛСД или обмен бесценного топлива на несколько часов с девушками месяца. Основное же занятие у них одно - убивать. Бессмысленно, бездумно, тупо.

Одна беда - у всех есть срок. Один год. И с момента попадания сюда у каждого в мозгу включается обратный счетчик времени. Солдат чувствует себя туристом или, если хотите, заключенным, у которого срок не вырастет ни при каких условиях. Отсюда низкая самоотдача,отсутствие самоотверженности, упадок дисциплины, затем хулиганство, ребячество, и в - итоге катание на водных лыжах позади военного катера. И плевать на убийственную жару и изнуряющую влажность, плевать на надоедливых туземцев, когда есть запас патронов, полный бак горючего, бутылка скотча, кулек травы и марка ЛСД - набор демократа!

Многочисленные отсылки к отдельным сценам фильма, упоминания, пародии и прочие трибьюты Копполе и его детищу уже давно возвели фильм в ранг бессмертной классики. Добился ли своего Коппола? Безусловно! Ведь даже спустя десятилетия при слове мафия у всех будут возникать ассоциации с «Крестным отцом», а при слове Вьетнам в памяти всплывет «Аросаlурse Now».

- Ужас... Ужас.
Полковник Курц


Тарасс Сасс, Антон Минасов, Юрий Хамнаев, Владислав Лобач


.
Нравится
 
Комментарии:
1. Milan 08.03.2011 13:52
удивлен, что комментариев нет...
Низко кланяюсь, отличный материал. Один из лучших прочитанных мною в разделе
10/10
2. Владимир Борисов 14.03.2011 18:09
Материал отличный, интересный.

Видел версию "апокалипсиса.." длительностью аж 5 часов. По-настоящему режиссерская версия, но пока смелости посмотреть не хвататет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 145 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio