ОТМЕЛЬ (THE SHALLOWS)
2016, США, 87 мин.
Жанр: хоррор, триллер, драма
Режиссер: Хауме Кольет-Серра
В ролях: Блейк Лайвли, Оскар Хаэнада, Бретт Каллен, Седона Ледже
Иногда интересный концепт уже половина успеха – и новый триллер Хауме Кольетт-Серры яркий пример такой ситуации. При упоминании акулы в качестве главной угрозы на ум приходит множество известных наименований, включая «Челюсти» и «Глубокое синее море», но сравнивать «Отмель» с ними не совсем уместно – в первую очередь кинематографисты делают ставку на модную камерность, заставляя зрителя основное экранное время наблюдать за одним героем в одной локации.
В начале мы видим, как Нэнси (Блейк Лайвли) прибывает на некий «секретный» мексиканский пляж, название которого местные жители от нее тщательно скрывают. Подруга, мучимая похмельем, осталась в отеле, так что покорять волну серфенгистке из Техаса сегодня придется в одиночку. Впрочем, вдалеке уже маячит парочка других серферов, так что у Нэнси намечается компания. Сценарий, как водится в таких случаях, много внимания уделяет деталям, дабы показать, что наша героиня в итоге оказалась в беде не из-за собственной тупости, а по несчастному стечению обстоятельств – и здесь с этим проблем нет: все выглядит вполне обоснованным. Но помимо этого картина еще изо всех сил старается предстать перед нами не обычной generic-страшилкой, а многослойной историей с серьезным драматическим стержнем – по сему, много внимания также уделяется прошлому Нэнси и жизненным затруднениям, с которыми она столкнулась в последнее время (об этом мы узнаем посредством ее телефонных звонков, что, конечно, выглядит банально и слишком попсово). Завязка растягивается на угрожающе долгое время – и кажется, что фильм уже всерьез рискует провалится под весом собственных амбиций, если срочно не перейдет от формального введения к решительным действиям.
Но к счастью, когда на экране начинает маячить грозный плавник, кино все же постепенно выруливает на верную дорогу. Проблемы с излишней спекулятивной драматизацией, вроде изматывающего видеобращения на камеру, присутствуют и здесь, но в целом режиссер уверенно держит напряжение, периодически подкидывая героине новые задачи и не позволяя сюжету подолгу топтаться на одном месте. «Гравитацию» здесь не вспомнит только ленивый – действительно, фильмы во многом схожи; в частности, здесь героиня также вынуждена пояснять свои действия вслух. Правда, если у Куарона этому находилось более рациональное объяснение, то здесь такая манера не всегда смотрится органично. И при этом некоторые эпизоды получаются чересчур слащавыми. Но все это не отменяет того факта, что в качестве триллера фильм проявляет себя более чем достойно. Действие развивается не сказать, что стремительно, но очень ровно – ритм картины можно назвать «в одном шаге от затянутости»: то есть, концентрация напряженных эпизодов не так существенна, от чего сами по себе они выглядят эффектней. Саспенс носит точечный характер, но в рамках каждого отдельно взятого эпизода он работает превосходно. И чем ближе к кульминации, тем острее становится ключевые сцены.
Такие проекты всегда вызывают интерес: мы идем в кино, как минимум, из-за любопытства, насколько изобретательным окажется фантазия создателей, работающих в столь узких рамках. При этом, сама «оболочка» здесь не столь важна – хотя, конечно, сочная пляжная тематика с привлекательной главной героиней лишь добавляет картине очков. Главное, не стоит забывать о том, что «Отмель» – это сугубо функциональное кино, в котором создатели не пытаются прыгнуть выше головы, но при этом честно выполняют все поставленные задачи (коих здесь совсем не много). Однако, этот компактный минималистичный триллер смотрелся бы еще лучше, если бы кинематографистам хватило смелости сделать его более отстраненным и сухим, а не пытаться играть на поле дружелюбного мэйнстрима, в котором все непременно должно быть разложено по полочкам.
Василий Марин
В кинотеатрах с 7 июля