В ПОСТЕЛИ С ВИКТОРИЕЙ (VICTORIA)
2016, Франция, 97 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Жюстин Трие
В ролях: Виржини Эфира, Венсан Лакост, Мельвиль Пупо, Лоран Пуатрено, Лорэ Кэлами
Мимо новой французской ленты «В постели с Викторией» пройти сложно – во-первых, из-за провокационного названия и недвусмысленного постера. Во-вторых, из-за актерского состава – лента Жюстин Трие собрала практически весь цвет французского кинематографа: здесь и Виржини Эфира, уже дважды за этот год успевшая попасть на большие экраны (
«Любовь не по размеру»,
«Она» Пола Верхувена ), и многообещающий молодой актер Венсан Лакост (номинация на «Сезар» и роли в таких фильмах как
«Джеки в царстве женщин» и
«Дневник горничной»), и не нуждающийся в особом представлении Мельвиль Пупо («Время прощания», «И все же Лоранс»)
Отечественная локализация, хоть и способная оттолкнуть некоторых зрителей, как нельзя точно описывает разворачивающуюся на экране ситуацию. Почти все проблемы Виктории – успешного адвоката и уверенной в себе женщины – проистекают из ее неспособности установить дистанцию между собой и партнером – неважно, деловым или сексуальным. Из-за этого возникает невозможный с точки зрения профессиональной этики прецедент: Виктория берется защищать в суде своего бывшего, которого обвиняют в том, что он пырнул ножом свою любовницу на свадьбе общих друзей. Из-за этого же она лишается адвокатской лицензии, из-за этого попадает в новый скандал, способный неплохо подпортить ей репутацию: бывший муж грозится выпустить в продажу свой новый опус, в котором рассказывает о любовных похождениях экс-супруги – потенциально взрывоопасный карикатурный роман, полный как достоверных деталей, так и выдуманных фактов. «Ты уничтожила меня, а это – мой способ возродиться и защититься», – буднично замечает он, заскакивая проведать дочерей, скучающих в обществе очередного паренька-няньки. Очередной паренек-нянька тоже оказывается ее бывшим клиентом и по совместительству наркоманом в завязке. У которого в течении считанных минут появляется доступ к жилью Виктории (за неимением собственного), а также к кредитке и двум маленьким дочерям, за которыми ему и поручено присматривать.
Окончательно запутавшаяся в происходящем и привыкшая держать все под контролем Виктория буквально разваливается на части, когда у нее из-под ног уходит почва. Свидания, начинающиеся на сайтах знакомств, отдают едва ли не экзистенциальным отчаянием, градус комичности и абсурдности обстановки взлетает до предела, а женщина, всю жизнь прожившая по принципу «без права на ошибку» никак не может собраться и найти новую опору. И вот здесь Трие демонстрирует очень интересный поведенческий паттерн – узнаваемый, но все же нетипичный. Образ главной героини распадается на три части: женщина, профессионал и мать. Во всех трех ипостасях ее ждет кризис, но если с материнскими обязанностями не заладилось с самого начала (Виктория любит своих детей, но все же ее не мучают угрызения совести за то, что она не видит их целыми сутками, а оставаясь с ними наедине она, кажется, не испытывает ни радостного возбуждения, ни приливов нежности), то катастрофы на работе и в личных отношениях оказываются слишком разрушительными.
Тем не менее, главная героиня являет собой полноценный образ: Виктория признается, что она без ума от сексуальных отношений, она любит свою работу, она – сильный, целостный и давно сформировавшийся персонаж, внезапно обзаведшийся кучей проблем. И за ней интересно следить, равно как и за ее взаимоотношениями с коллегами, друзьями и любовниками. Отчасти из-за естественной актерской игры основного дуэта, хотя и остальные подливают масла в огонь, отчасти – благодаря умным и колким диалогам.
Страстная и энергичная Виктория в какой-то момент принимает слишком много неправильных решений, она берется, хоть и не без сомнений, помогать всем вокруг в этом безумном, безумном мире и в итоге оказывается пострадавшей. Попадает в искаженные, но легко распознаваемые обычным человеком жизненные ситуации и пытается разобраться с проблемами, а в итоге запутывается еще больше. При всем этом на выходе получается остроумная, несколько страдающая от сюжетного дисбаланса, местами мелодраматическая, но все же очень приятная картина. Честно признаться, одна из лучших в этом году.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 20 октября