Самый удивительный жанр, вызывающий у зрителя чувство сильнейшего сопереживания простейшими способами – посредством разговоров и человеческих взаимоотношений. Не нужны никакие спецэффекты, лихой монтаж, безудержный экшн – решающую роль играет мастерство режиссёра и актёров. Именно драматическому жанру во многом кинематограф и обязан тем, что его называют искусством.
3 МЕСТО:
Мишель трудно на работе. Она уже не молода, но работает в сфере видеоигр, где все подчиненные давно считают свою начальницу динозавром, а новая игра – просто какой-то изврат. Мишель непросто дома. Она живёт одна и ничего интересного с ней там не происходит (ну, почти). Мишель тяжко с семьёй. Бывший муж занимается какими-то своими непонятными делами, а сынок успешно строит свою ячейку общества с какой-то взбалмошной девицей, не желая видеть, что та родила ему ребёнка от какого-то негра. Более того, её отец - убийца, и содеянное им оставило неизгладимый отпечаток на ней самой. В общем, Мишель нельзя назвать счастливой, её жизнь такова, что «Она» уже видится отличной драмой. Но мы забыли упомянуть сексуального маньяка, который ее изнасиловал.
Эта пикантная деталь занимает поначалу совсем немного времени/места и даже кажется, что не накладывает особого отпечатка на женщину. Сама она говорит, что предпочитается не обращать внимание и просто жить дальше. Друзья в шоке, зрители в шоке. Но от случившегося никуда не денешься, контекст – сильная штука, и Пол Верховен использует его по-максимуму. А затем углубляет отношения с маньяком, покоряя новую вершину драматизма и отвращения. Оторваться от экрана уже не получится.
2 МЕСТО:
Ситуация, когда журналисты вынуждены выполнять работу полицейских, – уже сама по себе великая драма. Но и драматургически «В центре внимания» выстроен просто идеально. Напряжение нагнетается на всех фронтах. Есть газета, куда приходит новый редактор, желающий перемен и мотивирующий своих сотрудников, есть жертвы насилия, которые жаждут справедливости, и есть извращенцы, которые спокойно разгуливают по улицам и – более того! – даже учат других праведной жизни. А еще есть адвокаты, полицейские, прокуроры и прочие власть имущие, предавшие совесть и лезущие из кожи вон, чтобы защитить священников-педофилов. Поначалу расследование не выглядит особо масштабным, но этот снежный ком, спущенный с горы, обрастает всё новыми шокирующими подробностями, встречает всё новое сопротивление, но превращается в лавину, которую нельзя остановить.
Правда, во время просмотра никакого спокойствия и уверенности в положительном исходе нет, хотя факты-то давно раскрыты и любой заинтересованный может узнать о масштабах произошедшего ужаса. Зрителя постоянно выбрасывают из зоны комфорта: то пропадают важные документы, до свидетели отказываются общаться, то бывшие друзья теряют человеческие черты, то всплывает информация о новых жертвах и новых насильниках, что означает: трагедия куда страшнее, чем кажется, процесс установления истины займёт ещё больше времени, на него уйдёт больше сил, а зло будет сопротивляться отчаяннее, чем когда бы то ни было. Фильм держит в тонусе и оставляет в смешанных чувствах - зло побеждено, но какой ценой? И побеждено ли?..
1 МЕСТО:
Немногие сомневались, что «Выживший» возьмёт награду в этой номинации, хотя какое-то время мы рассматривали этот фильм и с точки зрения жанра триллер. Действительно, все элементы на месте – человек борется с индейцами, американцами, французами, со стихией, с целым миром, а в финале выходит один на один с заклятым врагом. История выглядит такой сильной не только из-за того, что герой оказывается в сложной ситуации, но и из-за моральной стороны вопросов, которые её двигают. Кто виноват в неудачной экспедиции? Чья земля, на которую пришли охотники? Как поступить с раненым товарищем? Ради чего можно пройти через ледяной ад и что сделать с убийцей? На что способен человек, даже не припёртый к стенке, а буквально закопанный в могилу?
Хью Гласс не даёт никаких ответов, не ведёт бесед с воображаемыми друзьями, как когда-то герой Тома Хэнкса на необитаемом острове. Мы видим лишь его глаза, да слышим обрывочные фразы в те моменты, когда он вообще может говорить. В его распоряжении не остров, а целый материк. И, к сожалению, обитаемый, но большинство этих обитателей желает его смерти. Человек борется с самим собой, со своим слабым организмом, превозмогает боль и переходит все положенные ему лимиты. Преследование индейцев, перестрелка с охотником? Бросьте, Хью Гласс должен был давно валяться мёртвым, ещё после встречи с медведем. Но чувство несправедливости и жажда мести дают ему силы подняться и идти, проходя через все препятствия. Он не умрёт, пока не закончит начатое. Или он уже умер и перед нами просто ходячий мертвец? Живёт ли «Выживший» или существует? Наверное, проанализировать фильм Иньярриту можно было бы целой статьёй при помощи одних только метафор и аллегорий, но это тот самый случай, когда картина настолько сильна, что её силу и ценность осознаёт каждый зритель, даже не углубляясь в интерпретацию и расшифровку символов.
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2015:
Бёрдмэн
Вселенная Стивена Хокинга
Охотник на лис
ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2014:
1. Она
2. Волк с Уолл-стрит
3. Нимфоманка: Части 1-2
ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2013:
1. Перед полуночью
2. 12 лет рабства
3. Охота
ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2012:
1. Зимняя кость
2. Цветы войны
3. Укрытие
ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2011:
1. Чёрный лебедь
2. Ещё один год
3. Король говорит!
ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2010:
1. Повелитель бури
2. Остров проклятых
3. Господин Никто
ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2009:
1. Гран Торино
2. Рестлер
3. Загадочная история Бенджамина Баттона
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<