Самый удивительный жанр, вызывающий у зрителя чувство сильнейшего сопереживания простейшими способами – посредством разговоров и человеческих взаимоотношений. Не нужны никакие спецэффекты, лихой монтаж, безудержный экшн – решающую роль играет мастерство режиссёра и актёров. Именно драматическому жанру во многом кинематограф и обязан тем, что его называют искусством.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
Каждый режиссёрский проект Чарли Кауфмана напоминает вызов выхолощенной публике, скрывает за собственной сложносочинённостью разочарование в окружающей действительности. Вероятно, именно поэтому в «Нью-Йорк, Нью-Йорк» и «Аномализе» в той или иной степени происходил отрыв от реальности, постепенное и планомерное путешествие в сторону буйствующего солипсизма
(солипсизм в двух словах: ты – реален, а всё остальное лишь твоё воображение, – прим. ред).
«Думаю, как всё закончить» не собирается прекращать уже сложившуюся тенденцию, он не стремится дружить со зрителем, не старается отгородить его от происходящего на экране и уж тем более объяснить все сюжетные перипетии. Аналогичная ситуация и с главными героями – они теснятся в кадре, ощущают собственную неловкость и нервозность. Поездка в снегопад на семейный ужин постепенно обрастает чертами сюрреалистического трипа в чьё-то больное подсознание, и Кауфман, будучи главным творцом местной вселенной, будет нагнетать до самого конца. Литературная основа в виде романа Иэна Рейда его отнюдь не смущает, наоборот – временами кажется, что она словно бы питает его воображение, позволяя на основе чужой фантазии создать альтернативную версию придуманной другим сочинителем истории. Возможности кинематографа позволяют Кауфману наполнить действие разнообразными отсылками и занятными аллюзиями – будь то просто набор предметов в комнате одного из героев, собственноручно снятый эпизод из несуществующего фильма Земекиса или балетный пересказ мюзикла «Оклахома!» в пустынных коридорах провинциальной школы.
Кто-то может посчитать всё это претенциозной попыткой подражания Дэвиду Линчу, ёжась от косых взглядов Джесси Бакли, бесконечного холода и тотального пессимизма, а кто-то будет долго размышлять над тем, что же это такое было, причём здесь уборщик и почему Кауфман перестал верить в хорошее. Но самое главное, что он (пока ещё) не перестал верить в магию кино.
На первый взгляд
«Обыкновенная любовь» – фильм не самый примечательный. Даже больше – проходной. Он рассказывает о самых обычных людях и их самых обычных проблемах и делает это без каких-то особых изысков сценарных или операторских изысков: ни вам флешбэков, ни закрученной интриги, ни гипнотизирующих ракурсов. Том (Лиам Нисон) и Джоан (Лесли Мэнвилл) давно женаты, но всплывающие то тут, то там мелкие ссоры постепенно съедают супругов. А обнаруживающаяся серьёзная болезнь женщины лишь усугубляет ситуацию.
Эта уютная картина предлагает немного необычный взгляд на обычную любовь. По крайней мере не такой, какой принято транслировать в кино. Она рассматривает любовь не как всё больше и больше затухающее с годами светлое чувство, но как результат совместных усилий двух людей. И усилие это нужно прикладывать постоянно – одной инерции от некогда проделанной работы недостаточно.
Ведь любовь – не только и не столько необоримое желание увидеть другого человека, поцеловать и обнять его. Камерная лента Лизы Баррос Д’Са и Глена Лейберна показывает, что любовь можно обнаружить в самых, казалось бы, ординарных вещах: в милой улыбке, в пешей прогулке на свежем воздухе или даже в недопонимании.
Первая мировая война не частый гость киноэкранов. Этому способствует как сам ход окопной войны, в которой каждый захваченный километр считался достижением, так и очевидный факт, что Вторая мировая оставила куда более видный шрам в истории и популярной культуре. Но историческая драма Сэма Мендеса
«1917» напомнила, что ужасы войны не имеют срока давности.
Сюжет «1917» до гениальности прост. Нам не устраивают исторический экскурс, не затягивают с экспозицией героев: есть задание и его нужно выполнить. Не ради чести, не ради отваги, а просто потому, что иначе никак. Два героя с «особо важным поручением» – и почти что два часа безудержного драматического накала пролетают на одном дыхании. А превосходнейшая операторская работа с помощью непрерывного кадра усиливает иллюзию того, что это не фильм, а экранизация суток из жизни солдата. И драма здесь не в героизме, а в том, чтобы просто выжить. Сценарий через диалоги и реакцию актёров умело выделяет нужные штрихи в психологических портретах, накаляя и без того сильные переживания по отношению к героям.
Трудно сказать, что именно про «Великую войну» рассказывал в детстве Альфред Мендес своему внуку, чтобы повзрослев, Сэм снял настолько эмоциональную историю. Но факт остаётся фактом: когда «1917» подходит к концу, выдыхаешь так, будто смотрел не фильм, а лично обезвредил бомбу.
Ярик Ленциус,
Геннадий Гусев,
Кирилл Банницин
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ
ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. 1917
2. Дело Ричарда Джуэлла
3. Думаю, как всё закончить / Манк
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2019 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2018 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2017 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2016 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2015 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2014 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2013 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2012 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2011 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2010 <
> ЛУЧШАЯ ДРАМА/МЕЛОДРАМА 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<