Почти самая важная номинация в нашем длинном списке, потому что здесь мы выбираем просто самые лучшие фильмы, без скидок на жанры. Единственный ограничитель – Россия в графе «производство». Для кого-то уже этого достаточно, чтобы презрительно сморщиться и назвать номинацию убогой, но мы уверены, что такие недалекие зрители даже не смогли бы найти в рунете наш сайт, чтобы прочесть эти строки. Потому что уж пару-тройку качественных картин в год на родине матрёшек точно могут поставить, вопреки всему и вся, и нынешние номинанты – наглядное тому доказательство.
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ:
ЭКИПАЖ
3 МЕСТО:
Основанная на немецкой пьесе «Мученик» камерная драма про излишне религиозного и радикального даже по меркам священников старшеклассника выглядит настолько мрачно и неприятно хоть на взгляд верующего, хоть на взгляд атеиста, что даже удивляешься – как ей вообще удалось пробиться в тройку лучших. При этом стоит понимать, что «мрачно и неприятно» – не значит «плохо». Фильм очень хороший, даже отличный, и мы рады, что в нынешних «Итогах», когда конкуренция со стороны блокбастеров столь высока, он получает «бронзу» (а читатели и вовсе поставили его на первое место). В конце концов, на неудобные темы тоже нужно говорить, а дискомфорт зрителя во время просмотра – показатель, который драме идёт только в плюс.
Кстати, не думайте, что «Ученик» – это такой беспросветный и безнадёжный нравоучительный мрак. В фильме хватает и вполне юмористических моментов (правда, совершенно бредовые ситуации разыгрываются и проговаривается с такими серьёзными лицами, что от этого смешно вдвойне). Но за всеми этими шуточками стоит важная тема о столкновении знания и веры. О том, что эти понятия обратно пропорциональны и когда одна чаша весов идёт вверх, другая неизбежно тянется вниз. Приватизация морального дискурса каким-то одним общественным институтом недопустима, и хочется верить, что российское общество это поймёт. Неважно кому достался «Золотой Четвертак», это самый актуальный российский фильм года.
2 МЕСТО:
Как и всё не каноничное по своей сути, «Хардкор» получился противоречивым. Западная пресса нещадно разгромила фильм Ильи Найшуллера, отечественная же торжественно запела, как на свадебной гулянке. Ну а правда, как всегда, подвисла посерединке. Специфичный выбор в пользу съемок от первого лица подарил зрителям уникальный и головокружительный (в буквальном смысле) опыт почувствовать, каково это быть не сторонним наблюдателем, а стать глазами главного героя. Того самого, что нервно мечется и дёргается туда-сюда, как маленький ребенок с шилом в одном месте. И в ураганном ритме бьёт, стреляет, потом снова бьёт, после чего снова бьёт, чтобы выстрелить. И так бесчисленное количество раз, пока титры не настигнут нас. Кто-то скажет «компьютерная игра» и будет прав. К сожалению, больше, чем того хотелось.
Сюжетно сумасбродный экшн обусловлен банальной и до боли вторичной историей, которая в общих чертах знакома каждому фанату видеоигр. И сравнение с игрой в случае с «Хардкором» отнюдь не в пользу крутости. Только время для неутешительного эпилога приходит с титрами, когда магия боевика сбежала, как цыгане с лошадьми, оставив после себя чёрный экран с именами. Да и правда, есть ли разница, ради чего бить и в кого стрелять, если на экране искрится веселье с пионерским задором, верно?
1 МЕСТО:
Советское прошлое в фильмах настоящего зачастую оборачивается безобразными ремейками, которые и рад бы забыть, да не получается. Вероятно, поэтому продюсер нового «Экипажа» Леонид Верещагин божился, что это вовсе не ремейк «Экипажа» 1979-го, а абсолютно самостоятельный продукт российской кинокухни. И что тут скажешь, «Экипаж» действительно не тот, да здравствует новый «Экипаж»! Там, где Александр Митта развернул шикарную бытовую драму с щекочущей нервы операцией по эвакуации людей, режиссер «не ремейка» Николай Лебедев без размена на человеческие взаимоотношения показал настоящий фильм-катастрофу, каким он должен быть.
Был самолет с поврежденным крылом и хвостом, получите в два раза больше самолетов и в три раза больше повреждений. И теперь с погибшими людьми! Тренд нового времени, что поделать. Кроме того, не стоит забывать, что качественных фильмов-катастроф, да еще и про небесные машины, можно перечислить по пальцам одной руки. А это важно. С человеческими отношениями в новом фильме не срослось… Но об этом не задумываешься, когда от нервов хочется закусить палец и не моргать, чтобы не пропустить чего интересного. Это «Экипаж», детка. Не ремейк, просто так получилось. Побольше бы таких «совпадений».
Ярик Ленциус,
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2015:
1. Левиафан
2. Территория
3. 14+
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2014:
1. Дурак
2. Трудно быть богом
3. Класс коррекции
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2013:
1. Географ глобус пропил
2. Легенда №17
3. Майор
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2012:
1. Шапито-шоу
2. Жить
3. Фауст
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2011:
1. Елена
2. Неадекватные люди
3. О чем еще говорят мужчины
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2010:
1. О чем говорят мужчины
2. Как я провел этим летом
3. Брестская крепость
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2009:
1. Дикое поле
2. Сумасшедшая помощь
3. Царь
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
|
Комментарии:
Пока комментариев нет
|
|