ТЕТРАДЬ СМЕРТИ (DEATH NOTE)
2017, США, 101 мин.
Жанр: ужасы, фэнтези, триллер, детектив
Режиссёр: Адам Вингард
В ролях: Лейкит Стэнфилд, Уиллем Дефо, Маргарет Куэлли, Нат Вулф, Шей Уигэм, Маси Ока, Майкл Шамус Уайлз
Старшеклассник Лайт Тёрнер находит некую «тетрадь смерти», вскоре после чего понимает, что обрёл невероятную власть: всего лишь вписав в неё имя человека, можно убить его, оставшись при этом не только безнаказанным, но и фактически неуловимым. Правда, есть нюансы: одним из них является необходимость знать лицо жертвы. Лайт, взявший прозвище Кира, решает пустить тетрадь на благо общества и начинает массовые казни преступников.
Впервые «Тетрадь смерти» увидела мир в конце 2003 года. С тех пор прошло много времени и «побочных» продуктов у оригинальной манги прибавилось: помимо аниме-сериала и фильмов существуют игровые экранизации, лайт-новелы и видеоигры. Вообще серия давно стала знаковой не только среди японцев или людей, любящих мангу и аниме, но и вошла в анналы массовой культуры. Теперь за экранизацию истории взялись американцы: 25 августа потоковый сервис Netflix выпустил свой вариант истории противостояния между Лайтом и Л – детективом, готовым на всё, чтобы поймать Киру.
Несмотря ни на что, замечания о том, что историю просто перенесли на пласт другой культуры, в сущности, не адаптировав её для новых условий, всё же нельзя назвать корректными. Первое, что бросается в глаза при просмотре – это именно антураж. Это Америка – и фильм начинается со сцен школьной жизни, перемежающимися с кадрами оживлённых городских улиц. Параллель «преступность на улице – буллинг в школьном дворе» в таком случае не только очевидна, но и сюжетно показательна. Не менее важен и хронометраж, особенно рассчитанный на измененную историю. Необходима быстрота и компактность действия – если в оригинальном аниме история занимала несколько лет, то здесь на долгие, растянутые перипетии попросту нет времени. С одной стороны, конечно, это уменьшает количество драматических событий (как минимум потому, что зритель не успевает привыкнуть или привязаться к героям) и практически начисто лишает противостояние Лайта и Л вдумчивости и долгосрочного планирования. Опять же, если в оригинале оно было похоже на игру в шахматы, то здесь всё работает по более упрощённой схеме. Есть стимул, есть реакция и есть возможные последствия, которые каждый из игроков пытается повернуть в свою пользу.
Далее, менталитет – герои, в отличие от собственных японских прототипов, более неуравновешены. Так, например, та истеричность, которая проявилась в хладнокровном Кире в аниме только ближе к финалу и была полностью оправдана, здесь прорывается в нём с самого начала. И это меняет концепцию персонажа (свою роль, конечно, играет и несколько измененный бэкграунд и неожиданное появление Рюка, подтолкнувшие Лайта к более активным действиям, но мотивационный компонент тоже структурно перестраивается). А ещё даёт отсылку к социально-культурному фону. Хладнокровию и сдержанности уступают место страсть и нервозность (даже гений Л подвержен приступам ярости, да ещё какой!). И именно это делает героев уязвимыми, что, в свою очередь, добавляет фильму очков за счёт эмпатии, да и вообще делает историю каждого героя более личной.
Конечно, такой подход может вызвать раздражение из-за поверхностности и ощущения наигранности, но плюсов в нём явно больше. Помимо быстрого установления контакта со зрителем, метод, так же, как и ограниченность в хронометраже, влияет на динамику: импульсивность заставляет героев совершать необдуманные и зачастую глупые поступки (например, взять и показать Тетрадь практически первой встречной) и добавляет в сюжет довольно продолжительную, бодрую и эффектную погоню – как автомобильную, так и пешую (ретровейв в саундтреке добавляет впечатления, что это почти Hotline Miami, только в Сиэтле). Впрочем, когда это необходимо, персонажи могут продемонстрировать и столь необходимую собранность – предусмотрительность, продуманность и последовательность предпринятых шагов в этих случаях очень радуют, раскрывая героев с привычной стороны.
Если идти ещё дальше, то свой отпечаток накладывает и целевая аудитория – именно поэтому «Тетрадь» иногда начинает выглядеть как типичный подростковый фильм. Здесь стоит отдать должное создателям за то, что не стали делать подругу Лайта истеричной девушкой, поклоняющейся «новому богу», как это было в случае с Мисой в аниме (аж до сих пор в дрожь бросает). Возможно, из-за того, что начали они вместе, возможно, потому, что повели персонаж по совершенно другому пути развития. Здесь отличительной чертой героини становится не слепое обожание, а ярко выраженные социопатические наклонности, а развитие получает более интересный (и уж точно менее раздражающий) вариант с небезынтересным постулатом о том, что своенравность развращает не хуже, чем жажда власти. Это же изменение влияет и на самого Киру – если в оригинале его ничего не отвлекало, точнее, он просто не мог позволить себе отвлекаться от собственной «великой миссии» и выступал исключительно в качестве манипулятора, то тут роли поменялись.
Так или иначе, фильм от Netflix – это больше история о страстях человеческих, и впечатление это ещё более усиливается за счет практически полного отсутствия на экране Рюка – бога смерти, сопровождающего каждого владельца тетради. Не то, чтобы и в оригинале он часто вмешивался в происходящее, но здесь возникает чувство, что полностью всё отдано на откуп людям. Ещё один показательный момент – «повышенная человечность» героев. Они ведут обычную жизнь: влюбляются, привязываются к родным или ненавидят друг друга, и частично из-за этого пропадает острота конфликта между Лайтом и Л: если в оригинале никто не собирался сдаваться и имел твёрдую веру в свои принципы, несмотря на продолжительность и кровавость противостояния, а зритель мог выбрать того, кто был ему ближе, то здесь у героев нередко возникают сомнения в правильности принимаемых решений. И несмотря на массовую истерию и сугубо моральный контекст, прямых назиданий тут нет, есть, опять же, возможные способы решить проблему и последствия этих решений. О бремени ответственности говорит и практически неконтролируемое желание поделится своими переживаниями о происходящем с близкими («Ты точно хочешь это знать?»), и игнорирование того, насколько опасной затеей это может быть.
В минусах – стандартные проблемы ремейков, неважно голливудские они или нет. Упрощённость и смена правил Тетради, не все из которых даже озвучены, определённо скрывают парочку «роялей в кустах», но в то же время добавляют происходящему непредсказуемости. По той же причине, кстати, интересна и развязка – схожесть с оригиналом не то, чтобы минимальна – она отсутствует.
О себе даёт знать и перенос фантастических событий в реальный мир – некоторые фишки персонажей, которые выглядели вменяемо на бумаге и в аниме, в игровом фильме выглядят нереалистично и нелепо (справедливости ради, это относится и к японским лентам), благо на них стараются не слишком зацикливаться. В глаза бросаются неувязки и технические косяки, вроде монтажных склеек и совсем уж детские ляпы, когда, например, герои сбрасывают звонок тыкая непосредственно в фоновый экран. А также странные ракурсы, слишком частые, чтобы их игнорировать, «голландские углы» и слабоватая графика в сценах с убийствами и появлением Рюка – как это ни парадоксально, кажется, что на некоторых сценах до постпродакшена он смотрелся гораздо лучше.
Дефо, кстати, бесподобен. А вот Вулф не всегда «тянет» персонажа, иногда заметно переигрывая, что иногда способно вызвать чувство неудовлетворенности. Но как было сказано выше, это может быть оправдано характером персонажа. Плюс в самом начале в поведении Лайта может просматриваться ещё и намёк на «комедийность», правда, не очень уместную и выпадающую из общего настроения фильма. Например, он безостановочно кричит, впервые увидев бога смерти, и это была бы вполне нормальная реакция, если бы этот испуг не переходил иногда в откровенно девчачье повизгивание. Помимо этого, в «Тетради» есть ещё пара «пугалок», но по большей части он остаётся чем-то между триллером и любовной историей, удивительным образом не теряя баллов ни в одном из заявленных жанров.
Это однозначно не большое кино, но стоит помнить, что фильм изначально не был рассчитан на большой экран. И в своём сегменте он вполне способен занять свою нишу. Чуть больше, чем за полтора часа, «Тетрадь смерти» успевает рассказать цельную историю, относительно адекватно отразить философию оригинала, сменить несколько локаций и при этом, сместив акценты, заметно обновить главных героев по сравнению с их предыдущими версиями. Помимо этого, создатели неплохо поиграли с цветовыми решениями (неудивительно, если вспомнить предыдущие работы Адама Вингарда – суперпопулярный неон здесь приходится очень к месту) и подобрали просто бомбический саундтрек. Тексты песен, кстати, идеально ложатся на происходящее, что лишний раз подтвержает наличие у авторов чувства юмора. Они же симпатично обыграли прозвище Лайта, хотя и слегка накосячили с этимологией имени. На месте и отсылки – не столько к оригинальному аниме, сколько к массовой культуре самой по себе – так в шкафчике Мии висит один из лайнов «Американской истории ужасов».
И, в общем и целом, можно говорить о том, что адаптация – культурная и географическая – оказалась вполне удачной.
Анна Ентякова
На Netflix с 25 августа