Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Заклятье. Наши дни
Автор: Денис ФедорукДата: 14.10.2017 05:37
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ (THE CRUCIFIXION)
2017, Великобритания-Румыния, 90 мин.
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссер: Ксавье Жанс
В ролях: Софи Куксон, Корнелиу Улич, Бриттани Эшворт, Мэтью Заяц, Диана Владу



Настораживающий титр «Inspired by actual events…». Затем еще более настораживающий «Romania 2004». Камера возвышается над тоскливой мрачностью одной из румынских глубинок, стремительно проносится сквозь густой туман и, миновав вырезанный в деревянной двери крест, устремляется в подвал местной церквушки, откуда доносятся дьявольские отголоски восставшего из ада существа, что вселилось в неокрепшую душу (не)порочного дитя. Здесь священнослужители проводят «нелицензионный» обряд экзорцизма над молодой монашкой, которая противостоять приспешнику сатаны не в силах: её разум замутнён, тело – пленено, а глаза – черны, словно два маленьких сосуда, наполненных инфернальным ядом. Хрупкая девичья плоть не выдерживает уготованных бесом истязаний, и бедолага отправляется, как говорится, ad patres. Проводившим религиозный ритуал предъявлены обвинения в убийстве, новостные выпуски трубят о скандальных событиях в Румынии на весь мир, а нью-йоркская журналистка Николь буквально выпрашивает у редактора добро на командировку в румынскую деревушку, чтобы разузнать, кто в действительности повинен в смерти молодой послушницы.

Серость и уныние восточноевропейской глуши предстают перед непрошеной гостьей во всей красе: на первый взгляд, время здесь будто замерло в каком-нибудь XIX веке, размеренная, пасторальная жизнь кажется недостижимой утопией, даже несмотря на то, что местные не гнушаются проводить народные гуляния в столь смутные времена. Прибитые к холодным стенам многочисленные кресты мелькают в кадре то тут, то там, вознося силу не обязательно веры, но религии. Религия же вступает в непримиримый конфликт с наукой, в частности, с медициной, ведь причина смерти одержимой объясняется каждой стороной по-своему. Вот она, вялая детективная интрига фильма, пытается завладеть вниманием зрителя, но не очень успешно, ведь ясно практически с самого начала, что погибшая – явно не сбрендившая шизофреничка, поэтому ответ на (риторический) вопрос «а был ли демон?» очевиден. Демон внутри, его имя – Агарес, и настроен он решительно. Так же решительно, как и уроженец Дюнкерка Ксавье Жанс, некогда наплевавший в душу поклонникам игрового стелс-экшена «Хитмэн» и поставивший парочку проходных лент.

Жанс демонстрирует неоспоримую сложность процедуры экзорцизма, строит нарратив на религиозных дискуссиях, рифмует повествование с жанровыми собратьями и изредка включает режим «хоррор», благодаря чему преобладающая монотонность прерывается на строго дозированную динамику. Но даже в эти редкие моменты французский ремесленник выдаёт непрошибаемую скромность и сдержанность, следуя золотому правилу – всё самое интересное должно оставаться за кадром, саспенса ради. Скромность здесь повсюду: бесноватая изображает одного, от силы двух демонов Эмили Роуз из шести, обличье нечистой силы нещадно вырезается монтажом, игра в джеймсвановское «Заклятие» идёт на минималках. К слову, из общего с вселенной Вана отмечаем локализованный вариант названия и спекулятивную завлекалочку «от продюсеров», что способны надурить разве что совсем неподготовленного зрителя.

Авторы сосредотачивают действие на родине графа Дракулы вовсе не напрасно, ведь в 2005 году румынского священника, проводившего обряд и считавшего себя невиновным в смерти 23-летней монахини, осудили на 14 лет тюрьмы (отсидел он лишь половину срока). Чтобы изгнать злых духов из тела девушки, святой отец приковал цепями горемыку к кресту, оставив без еды, одну-одинешеньку, на три дня. Тот случай, когда говорить «попытка – не пытка» как-то неловко. В фильме судьба экзорциста отошла на периферию сюжетной линии, но зрителя настойчиво уверяют, что человеческие деяния здесь ни при чем. При этом представлен стандартный набор киносредств, и лента элементарно затеряется в когорте других представителей экзорцизм-жанра. Зато теперь мы знаем, что демоны передаются чуть ли не воздушно-капельным путём, а если с потолка струится вода, как у, прости господи, Тарковского, пора хвататься за Библию. Но падшим ангелам тоже приходится тяжко. Не успел вселиться в юное тело, как тебя тут же изгоняют. Вот уж незавидная рутина. Vrea sa pleci dar nu ma, nu ma iei, nu ma, nu ma iei, nu ma, nu ma, nu ma iei…

Денис Федорук

В кинотеатрах с 12 октября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 497 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio