УБИЙСТВО В ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ (MURDER ON THE ORIENT EXPRESS)
2017, США-Мальта, 114 мин.
Жанр: детектив, криминал
Режиссёр: Кеннет Брана
В ролях: Кеннет Брана, Дэйзи Ридли, Пенелопа Крус, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Джуди Денч, Уиллем Дефо, Джош Гад
Фильм Кеннета Браны – вторая полнометражная экранизация прославленного детектива Агаты Кристи. Первой стала постановка Сидни Люмета 1974 года, рассказавшая историю Эркюля Пуаро максимально близко к первоисточнику – не только мастерски выполненная, но и невероятно скучная киноадаптация романа. Почти те же проблемы обнаруживаются в ленте британского актёра, режиссёра и сценариста, последней заметной работой которого была «Золушка» с Лили Джеймс в главной роли.
В центре сюжета новой картины кинематографиста находится всемирно известный сыщик – Эркюль Пуаро. В связи с неотложными делами он должен срочно отправиться из Стамбула в Лондон. Когда один из пассажиров вставшего из-за погодных условий где-то в Югославии поезда «Восточный экспресс» оказывается убит, только Пуаро может установить личность убийцы. И теперь все люди, ехавшие в одном вагоне с убитым, оказываются под подозрением.
Брана как яркий приверженец британской классической театральной сцены не стал подвергать текст соотечественницы глобальной переработке. В его версии злоключения Пуаро – это всё та же чопорная, как всякий ортодоксальный англичанин, запутанная, но почти стерильная история, в которой играм разума отводится главенствующее значение. Герои в ней – скорее персонажи-функции, нежели живые люди. Они действуют в рамках строго очерченных для них амплуа. Сюжет двигают не действующие лица, но автор, выступающий тут в лице сыщика-демиурга. Пуаро Бранны близок к книжному Пуаро: он придерживается пуристских взглядов, нескромен, непреступен и постоянно находится как бы над схваткой. Даже небольшая потасовка (в буквальном смысле этого слова) ближе к развязке фильма не способна пошатнуть уверенность в неуязвимости детектива.
Несмотря на звёздный состав, выделить кого-либо из актёрского ансамбля сложно. Пожалуй, самое пристальное внимание зрителя будет приковано даже не к внешне высокомерному Пуаро, а к выдающимся усам надменного бельгийца. В то же время фильм не чурается вольностей, на толику приближая классического героя Агаты Кристи к современным экранным героям действия. Немногочисленные экшн-эпизоды органично вплетены в сюжетную канву. Зато само расследование – при всей своей аутентичности – навевает тоску, а финальный твист удивит только людей, не знакомых с книжным первоисточником.
«Убийство в Восточном экспрессе» – смысловая головоломка, почти не трогающая сердце. Хитроумные интеллектуальные игры выведены здесь на передний план, а правдоподобность происходящего достигается не столько благодаря умным, но пресным диалогам и безупречно подобранным образам всех без исключения персонажей, сколько из-за впечатляющих видов природы, замечательной работы художников-постановщиков, декораторов, сценариста Майкла Грина («Зелёный фонарь», «Логан», «Бегущий по лезвию 2049») и композитора Патрика Дойла («Разум и чувства», «Тор»), сочинившего выразительный саундтрек.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 9 ноября